Нам представляется, данная проблема вызвала у Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина особый интерес. Мы писали, что ее решение есть реистическое абстрагирование, относящееся к опосредованному пути, которое применялось многими исследователями, начиная с Я. Коменского, однако различные его виды не были систематизированы. Именно этот пробел А. Т. Куракин и Л. И. Новикова постарались восполнить, приведя пути решения упомянутой проблемы и противоречия между множественностью факторов и необходимостью их учета, не отдавая преимущества какому-либо из них:
- изменение взглядов на внешнюю среду (адаптация к среде, активное взаимодействие с ней, «педагогизация» окружающей среды);
- активизация воспитательного потенциала внешней среды;
- объединение влияний среды под действием педагогов;
- расширение школьного самоуправления за пределы среды.
Нетрудно, по нашему мнению, заметить, что данный перечень во многом совпадает с перечнем Е. Н. Степанова, приведенным в третьем параграфе первой главы, хотя и уступает ему по четкости. Например, активизация воспитательного потенциала среды отчасти может быть отнесена к формированию адекватного отношения к ней, отчасти – к ознакомлению со средой. Исходя из сказанного, мы вправе заявить, что анализируемая работа Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина содержит большой потенциал для активизации применения системного подхода в образовательных учреждениях.
Итак, в начале 1980-х годов в развитие активно включается методологический уровень, о котором в данном параграфе мы почти не имели повода упомянуть. Рассматривая работы ученых в этом направлении, следует помнить, на наш взгляд, о двух их особенностях. Во-первых, они были весьма многочисленны, вследствие чего мы затронем лишь те из них, которые показались нам наиболее интересными. Введение компромиссного понятия воспитательной системы позволило ослабить остроту дискуссии в отношении того, как следует выделять систему, когда речь заходит о воспитании, и переориентировать усилия специалистов по системному подходу, более тесно связав их с непосредственной организацией воспитательного процесса. Эта новая установка, определенная в 1986 году Ю. А. Конаржевским: «Системное познание чрезвычайно сильно ориентировано на практику» , - в дальнейшем не осталась без внимания исследователей. Так, А. Г. Кузнецова отмечает, что в 1980-е годы «приоритетными были проблемы прикладной направленности педагогических исследований». Во-вторых, взгляды ученых не носили в отношении друг друга характер принципиального антагонизма и не отрицали друг друга, а скорее вносили лепту в создание общей картины представления о системной организации воспитания. Как считает А. Г. Кузнецова, «в 80-е годы ажиотаж вокруг системного подхода вошел в спокойное, конструктивное русло».
Новое понятие воспитательной системы оказалось удобным еще и потому, что включало в себя элементы различной природы – как существующие в сознании, так и независимые от него. Признание коллектива как объективно существующей совокупности людей системой еще не давало, на наш взгляд, необходимой теоретической основы для реализации в модели целевого компонента, поскольку цель воспитания не может быть выведена из наблюдения за реальными объектами, а лишь скорректирована с учетом их свойств. В свою очередь, система воспитания как умозрительный феномен не давала возможности осознать противоречие взаимной зависимости воспитанников и воспитательной системы, поскольку оно основано на факте флуктуаций в реальных системах и сохранении определенной активности людей, рассматриваемых в качестве элементов.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.