Рассмотрение в качестве системы коллектива. Это направление следует, на наш взгляд, связать с именами Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина, подчеркивавших, что коллектив есть сложная система, состоящая из двух систем – управляемой и управляющей. Авторы указывали, что в коллективе ребенок находится под «систематическим воздействием». Таким образом, произошла некая встреча понятий систематичности, которое встречается еще у С. И. Гессена, и системы, которое стало употребляться в теории воспитания сравнительно реже. Мнения А. Т. Куракина и Л. И. Новиковой в определенной степени перекликались с точкой зрения Б. З. Вульфова, рассматривавшего цель коллектива как условие управления. Кроме того, ученые отстаивали необходимость моделирования структуры коллектива, правда, преимущественно в описательном аспекте. Нужно заметить, что понятие «сложная система» употреблено Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным, по нашему мнению, в оценочном, а не в терминологическом значении, в отличие, допустим, от Ю. А. Шрейдера. Этот вывод можно сделать, исходя из того, что в трудах Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина едва ли можно обнаружить следы объектно-натуралистического взгляда, так как, говоря о коллективе как системе, они имеют в виду любой коллектив.
Само внимание системологов к коллективу не было, на наш взгляд, случайным. Причина данного явления заключалась в том, что в коллективе некоторые противоречия системного подхода выражены не столь остро. Не вдаваясь в теорию коллектива, которая увела бы нас слишком далеко от рассматриваемой темы, можно сказать, что коллектив есть совокупность людей, объединенных общими интересами. Но именно эта «общность» задает согласованность действий и идей в коллективе, обеспечивая тем самым тождественность «большой» и «малой» функций системы-коллектива и человека-элемента соответственно, а также служит залогом автономии коллектива по отношению к внешней среде, создавая устойчивость против внешних факторов.
Разработка понятия «система воспитания». Данное понятие довольно подробно описал в 1970 году Д. И. Водзинский. В качестве одного из принципов воспитания автор выдвигает «рассмотрение личности учащегося целостно» , а система воспитания в его толковании есть «единство, совокупность целей, задач и содержания, принципов, организационных форм, методов и средств при определенной систематичности, последовательности и дифференциации воспитания». Можно сделать вывод, что Д. И. Водзинский во главу угла ставит уже не упорядоченность системы, а ее цельность, что коренным образом отличает его точку зрения от мнения, допустим, Б. З. Вульфова.
Принципиального, непреодолимого антагонизма между данными взглядами не было, и сама мысль о нем могла поддерживаться только в анализируемый временной период. С точки зрения позднейших представлений, первое и третье направление оказываются весьма близкими. Упорядочение, на котором настаивает Б. З. Вульфов, предполагает решение, в частности, проблемы выделения элементов и стремление к постоянству параметров выхода системы. Но требуемый в таком случае «устойчиво появляющийся результат», по мнению Е. В. Головневой, обеспечивает именно система воспитания, о которой пишет Д. И. Водзинский. Синтез этих направлений со вторым был также достигнут впоследствии, позже мы рассмотрим, как это было сделано.
3. Попытки раскрыть структуру системы, связанной с процессом воспитания. В системе воспитания выделяется ряд компонентов с акцентом на их взаимосвязи. В течение долгого времени общий механизм выделения компонентов можно было описать следующим образом: слово «воспитание» снабжалось каким-либо определением, с помощью которого осуществлялся переход от общего понятия к частному. Далее компонентами объявлялись или эти частные понятия как таковые (умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание – в трактовке Ф. Ф. Королева), или те процессы, без которых их реализация не могла бы состояться (образование, труд, спорт – в трактовке Д. И. Водзинского). Необходимо отметить, что данная структура системы воспитания отличается от современной, включающей в себя целевой, содержательный, операционно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты, в то время как Ф. Ф. Королев описывает только содержательный, а Д. И. Водзинский – только операционно-деятельностный компонент. Поскольку более современные представления охватывают все проблемы системного подхода, они рассматриваются системологами как перспективный вариант развития.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.