Беларусь сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнёра в рыночно-экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель высокой самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в начальной школе. Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.
Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.
Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.
Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения орфографии: зрительном - списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом- проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном - запоминание движений органов речи; рукодвигательном - запоминание движений руки.
Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.