Развитие системного подхода в теории воспитания в 1970-е – 1980-е годы

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Развитие системного подхода в теории воспитания в 1970-е – 1980-е годы

Страница 10

- «изучение учащихся, уровня их воспитанности» (контроль системы на выходе) ;

- «установление согласованности воспитательных усилий мастера с усилиями преподавателей, родителей, представителей общественных организаций и их коррекция» (проблема взаимодействия системы и внешней среды);

- «установление методов поощрения, наказания и принуждения» (реляционное абстрагирование – оформление списка принципов и организация обратной связи);

- «качество воспитания следует оценивать не только по конечным результатам, но и по ходу» (проблема немедленного отслеживания изменений в системе).

Если в концепции Н. М. Таланчука составляющие модели и характеристика проблем последовательно сформулированы, то другие авторы пытались вывести связь между разными типами абстрагирования и той проблемой системного подхода, которая решается с их помощью. Чехословацкий исследователь З. Хелус писал о системно-синтетическом подходе, главный признаком которого является определение места явления в системе. В его исследованиях видна определенная перекличка с точкой зрения В. Г. Афанасьева, который пишет, что подобную операцию в обязательном порядке нужно проделывать для систем управления. Само понятие системно-синтетического подхода не прижилось, но ценным, как мы считаем, является замечание З. Хелуса о том, что для решения основной задачи этого подхода в воспитательной практике служит определение цели: «Положение школьника как элемента учебно-воспитательной системы определяется примарной целью». Эта мысль никем, по нашему мнению, до З. Хелуса не была высказана столь определенно. Если заметить, что еще в 1979 году В. А. Караковский определенно писал о связи целеполагания с формулированием принципов системы воспитания, то, соотнося его взгляды с идеями З. Хелуса, нетрудно прийти к мысли: выведение принципов направлено на решение проблемы выделения элементов. Интересным, по нашему мнению, является и то, что З. Хелус перечисляет принципы учебно-воспитательной системы в смысле организации процессов внутри нее, и, таким образом, это является дополнительным аспектом реализации системного подхода на методологическом уровне в его работе.

В. С. Ильин в монографии «Формирование личности школьника (целостный процесс)» пишет, что воспитание, с точки зрения системного подхода, есть обеспечение целостности в процессуальном аспекте и аспекте целеполагания . Это должно предусматривать комплекс мероприятий, направленный:

- на создание определенной степени соответствия между деятельностью, в которую вовлекается подрастающее поколение, и системой деятельности передового советского человека, а также потребностями общества;

- на обеспечение единства компонентов, образующих целостность, то есть единую работу школы, семьи и т.д.;

- на процесс целеполагания, при котором важно иметь в виду свойство, обусловливающее «направленность всей жизнедеятельности личности».

В Главе 1 мы отмечали, что подобные задачи решаются при моделировании системной организации воспитания и реализации системного подхода на методологическом уровне, поскольку В. С. Ильин последовательно обращает внимание:

- на обеспечение тождественности «большой» и «малой» функций в системе;

- на организацию удовлетворительного взаимодействия между воспитательной системой и внешней средой;

- на необходимость реализации целевого компонента, причем способ данной реализации предусматривает определенную иерархичность абстракции.

Важные достижения в направлении установления связи между методологическим и онтологическим уровнями реализации системного подхода, и, таким образом, теоретического обоснования метода моделирования как способа целостной организации воспитательного процесса, были сделаны в 1980-е годы Ю. А. Конаржевским. Это, в первую очередь, относится к работе «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой», опубликованной в 1986 году. Из названия работы видно, что основное внимание автор продолжает уделять педагогическому анализу и управлению школой, что затруднительно или вовсе невозможно осуществить без системного подхода, как и в 1970-е годы, однако в новое десятилетие во взглядах автора происходит ряд существенных изменений. Для учебно-воспитательного процесса в целом Ю. А. Конаржевский в самом начале первой из упомянутых книг размещает им самим построенную модель системных взаимодействий, которая, на наш взгляд, замечательна в нескольких отношениях.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru