Разумеется, представление о воспитательной системе как единстве материальных и идеальных объектов сложилось не мгновенно. Так, в самом начале 1980-х годов болгарский педагог Д. Кальдерон, говоря о воспитательной системе, указывал три ее подсистемы – учебный процесс, внеурочная работа с детьми, внеклассная и внешкольная воспитательная работа [32]. Нетрудно заметить, что люди здесь не упоминаются в ранге составляющих системы. В. А. Караковский на переломе 1970-х и 1980-х годов также еще не разграничивал понятия воспитательной системы и системы воспитания, которыми широко пользовался, что можно проиллюстрировать следующим высказыванием: автор подчеркивает, что воспитательная система «включена в более широкие системы воспитания». Тем не менее, как мы считаем, осознание воспитательной системы как интегрирующего понятия произошло достаточно быстро.
Если заслуги Л. И. Новиковой, а также А. Т. Куракина в решении проблемы обоснования и популяризации понятия «воспитательная система» могут быть подвергнуты сомнениям, то прочие достижения данных авторов в начале 1980-х годов являются, на наш взгляд, вполне очевидными. Они, отразив общую направленность творчества педагогов-системологов в 1980-е годы, касаются методологического уровня реализации системного подхода, и своеобразной их квинтэссенцией, думается, можно назвать исследование «Школьный ученический коллектив: проблемы управления».
Как явствует из названия работы, системой, наиболее интересной в плане изучения, по-прежнему считается коллектив, и в отношении него авторы сделали одно чрезвычайно важное, по нашему мнению, наблюдение. Во втором параграфе первой главы мы отмечали важнейшую особенность системного подхода: двоякая суть системы, которая есть одновременно и цель, и средство или инструмент. Именно эта мысль была высказана А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой в упомянутой работе: «По отношению к коллективу педагогов ученический коллектив выступает как цель, объект и инструмент воспитания».
По-видимому, авторы осознавали важность своих формулировок, поскольку далее они постарались развить данную мысль, и, таким образом, сделали многое для возрождения интереса к системе как упорядоченности или средству на новых основаниях (а значит, и к опосредованному пути реализации системного подхода). Прежде всего, А. Т. Куракин и Л. И. Новикова признали, что «важнейшим условием эффективности воспитательных воздействий является объединение их в единую систему». С этим тезисом связана популярная в среде специалистов по системному подходу фраза, что ни одно средство не должно браться изолированно, и для 1980-х годов системный подход, как мы полагаем, уже не мог считаться новым. Оригинальность проявилась, по нашему мнению, в последующей попытке авторов книги объяснить сформулированное положение и разработать пути упомянутого объединения. Их, как считали Л. И. Новикова и А. Т. Куракин, два:
- организация комплексов воспитательных воздействий на основе единого плана воспитательной работы;
- объединение всех воспитателей в единый коллектив на основе дифференциации и координации их усилий.
Но первый путь, по сути, является возвратом к положениям Н. И. Новикова о необходимости некоего плана, от которого не следует отступать. Второй же путь предусматривает создание системы как единства или целостности. Таким образом, здесь перебрасывается мост между старым представлением о системе как следовании строгому порядку, что предполагает создание ее модели, и новыми идеями системного подхода, уже достаточно развитого на онтологическом уровне. Однако взгляды Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина в данном аспекте не были произвольным возвратом к прежним представлениям XVII и XVIII века о раз и навсегда установленной структуре системы воспитания, поскольку они отстаивают необходимость оптимизации системы. Не давая его определения, подобного тому, которое мы дали в первой главе, авторы связали его с проблемой взаимодействия системы и внешней среды (оптимизация взаимодействия ученического коллектива со средой).
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.