Предпосылки становления системного подхода в теории воспитания как отдельного методологического направления

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Предпосылки становления системного подхода в теории воспитания как отдельного методологического направления

Страница 5

2. Формулировка проблем системного подхода. Данная процедура является одной из важнейших на гносеологическом уровне. Осознание, что реальная система не может гарантировать того, чтобы все воспитанники входили в нее на правах элементов, можно отметить уже в работах Я. Коменского. Он, рассматривая различные типы учеников и возможное влияние их на воспитательную систему и наоборот, замечает: «На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой; большей частью эти ученики безнадежны» . Здесь, по нашему мнению, следует упомянуть следующее: особенно замечательным в данном случае является попытка Я. Коменского использовать количественные показатели для описания системы в этом отношении: «Однако среди тысяч едва ли найдется хоть одна столь испорченная натура». Впоследствии о том же писали Дж. Локк (нельзя требовать от школьного учителя, чтобы он научил учеников чему-либо другому, кроме того, что написано в их учебниках) и П. Ф. Каптерев («О всемогуществе воспитания не может быть и речи…» - из-за наследственной отягощенности и влияния внешней природы ).

На остальные проблемы системного подхода в теории воспитания указывали многие исследователи. Проблема взаимодействия воспитательной системы и внешней среды затрагивалась Э. Торндайком: «Соответствующее направление в семье, отношение со стороны друзей, общественное мнение и обычаи, надежда и страх сверхъестественного вмешательства в жизни или после смерти всегда являлись и в настоящее время еще также являются главными средствами морального воздействия». По мнению В. П. Вахтерова, многие неблагоприятные условия нередко парализуют выполнение поставленных задач. Проблема цели ставилась в бихевиоризме как не имеющая исчерпывающего решения: «Некоторые из важнейших результатов воспитания сам учитель вообще проверить не может». С точки зрения С. Френе, «учитель начальной школы не может с уверенностью сказать, какого результата ждут от его деятельности». Кроме того, С. Френе отмечал трудность немедленного отслеживания изменений в системе: результат воспитания «будет виден лишь через десять лет» . К. Д. Ушинский, рассматривая проблему контроля параметров воспитательной системы на выходе и противоречие закона замедленного действия, предлагал и путь их решения: «Как попечитель сирот институт не оставляет наблюдать за их поведением и успехами и тогда, когда они находятся в других специальных заведениях».

Обобщая мнения выдающихся ученых о проблемах системного подхода, считаем необходимым дополнить, что выведенные проблемы служат источником развития систем, в которых происходит процесс воспитания.

3. Отстаивание изменчивости воспитательных систем и систем воспитания. Данная идея, относящаяся к праксеологическому уровню, стала, на наш взгляд, активно развиваться, начиная с XIX столетия. Ранее господствовала мысль о принципиальной возможности неизменной системы воспитания, что было сформулировано Н. И. Новиковым: «Следуйте в воспитании детей своих некоторому плану или некоторым созрелым рассуждением принятым положениям, и никогда от них не отступайте» . Постепенное утверждение представлений об истине как процессе (труды Ф. В. Шеллинга и особенно Г. Ф. Гегеля) привело к изменению общественных воззрений. По мнению А. П. Огурцова, эти представления затронули все научное знание, что в итоге даже вызвало негативное отношение к нему как системе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru