Предпосылки становления системного подхода в теории воспитания как отдельного методологического направления

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Предпосылки становления системного подхода в теории воспитания как отдельного методологического направления

Страница 4

В отношении проблемы взаимодействия воспитательной системы и внешней среды и организации обратной связи наблюдались несколько иная ситуация и иные достижения. Данные проблемы могут быть решены несколькими способами. В частности, для реистической абстракции в теории воспитания их количество, согласно взглядам Е. Н. Степанова, равно пяти. Как мы считаем, до становления системного подхода в ранге отдельного методологического направления упомянутые способы не были систематизированы и описаны в одной теоретической работе, однако многие из них находили отражение в системах воспитания. Например, ознакомление воспитанников с окружающей средой пропагандировалось еще Я. Коменским в «Материнской школе». И. Г. Песталоцци на первый план выдвигал формирование адекватного отношения к среде, о чем можно судить по его высказываниям («Нам всегда приходится жить среди плохих людей» и «Против этого нет другого средства, как со всей энергией развивать в них (то есть воспитанниках) веру в Бога»). Поиск данных путей синтеза проходил в борьбе с двумя противоположными друг другу стремлениями, одно из которых было направлено на простое ограничение внешних факторов с утверждением преимущества системы домашнего воспитания (Дж. Локк) или закрытых учебных заведений, а другое – на простое уподобление школьной воспитательной системы системе домашнего воспитания (так, по мнению Н. И. Пирогова, должен быть организован и частный вид обратной связи – наказания: невозможно отменить телесные наказания в школе, если они применяются дома ).

Развитие взглядов на проблему обратной связи в системе сопровождалось обогащением сведений. По-видимому, ее организация первоначально понималась в основном как использование комплекса наказаний, и если Я. Коменский их систематизировал и шкалировал, то Дж. Локк снабдил критерием, по которому можно судить об эффективности. (Столь очевидный признак, как наличие плача, ставится Дж. Локком в реляционное отношение с выходом системы, причем это отношение носит характер обратной зависимости: правильно использованная санкция не должна вызывать слезы). Такие способы, как анкетирование по стандартной табличной форме или математический анализ воспитательной системы, использовались задолго до того, как о них начали широко писать специалисты по системным исследованиям в теории воспитания. Первый способ отстаивался еще И. Г. Песталоцци, а о втором можно судить по ряду высказываний. Например, Н. И. Пирогов в статье «Замечания на отчеты морских учебных заведений за 1859 год» недвусмысленно выступает против оценки поведения учеников в баллах (она названа нелепой), а П. Ф. Каптерев замечает: «Комично выражать умственное и нравственное развитие человека знаком» . На наш взгляд, негативный характер подобных отзывов не должен смущать современного читателя, поскольку применение математических моделей воспитательных систем и в настоящее время ограничено. Мы лишь хотели подчеркнуть, что попытка применения в системах, относящихся к воспитанию, числовых методов была довольно давней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru