- переход от простого к сложному;
- разъединение отдельных представлений;
- сравнение отдельных представлений;
- вывод общих положений;
- применение данных положений на практике.
Отмечаем, что П. Ф. Лесгафт описывает систематический метод в виде последовательности этапов. В первой главе мы говорили, что подобный способ описания применяется и в настоящее время по отношению к системному подходу и соответствует динамической точке зрения. Некоторые принципы Ю. А. Конаржевского и П. Ф. Лесгафта перекликаются, например, в выявлении определенного множества элементов и разъединении отдельных представлений соответственно. Взгляд П. Ф. Лесгафта на систематическое построение учебно-воспитательного процесса отличался от взгляда А. Дистервега еще и выделением для упомянутого процесса, организованного таким образом, четкой сферы приложения: он полезен в школьном воспитании, но непригоден для домашнего. То есть понятие системы домашнего воспитания, согласно мнению П. Ф. Лесгафта, лишено смысла. Более поздние идеи в отношении системного подхода и представления о нем как об универсальном методологическом направлении, связанные с трудами Л. Берталанфи и А. А. Богданова, тогда, разумеется, еще не получили распространения.
Г. Шаррельман писал о принципе систематичности, противопоставляя его так называемому принципу эпизодичности и, подобно П. Ф. Лесгафту, считая, что его применение не универсально. Однако ограничено оно не условиями воспитания, а тем, на каком этапе находится (систематичность осуществляется только вслед за эпизодичностью). Таким образом, для системной методологии вводятся временные рамки, что можно считать близким установлению объектно-натуралистического взгляда на системный подход.
С. И. Гессен в своем главном труде «Основы педагогики» (1920-е годы) говорит о «систематическом курсе», который «не приходит к элементам, а исходит от них, как из основных положений, выраженных в определениях и аксиомах или первых законах и фактах» . Здесь, по нашему мнению, терминология уже более приближена к современной, чем у предшественников, и одновременно дана оригинальная трактовка системности. В дидактике под этим нужно понимать следующее: в каждой дисциплине, изучаемой в школе, существует небольшое число начальных понятий, и на их основе выводятся все другие. Так, в геометрии в роли понятий подобного рода выступают пространство и точка, в истории – хронологические периоды. В теории воспитания, по мнению С. И. Гессена, существует аналог систематического метода, в роли которого выступает ступень гетерономии, или ступень права, основная особенность которой – подчинение поведения некоторому четкому своду правил. Именно правило, или элемент права, играет в гетерономии роль начального понятия и является столь же отвлеченной величиной, как точка в геометрии, поскольку исходят не из особенностей конкретного человека. С. И. Гессен описывал подобное явление следующим образом: «Нормы права применяются однообразно ко всем лицам, имеют в виду средний случай и средний тип человека, игнорируя индивидуальный путь каждой личности».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.