В предыдущих разделах монографии мы назвали признаки развития системного подхода в теории воспитания на четырех уровнях, пользуясь которыми, можно рассматривать труды любого автора в интересующем нас аспекте. Мы также получаем возможность судить о специфике развития в том случае, если у нас есть хотя бы две работы, разделенные временным интервалом. При этом необходимо, во-первых, выбрать отправную точку исследования, во-вторых, определиться со структурой второй главы. В исследовании мы приступим к выделению этапов системного подхода в теории воспитания и обоснованию того, что изменение системного подхода есть процесс развития, начиная с того времени, когда данное методологическое направление со всей определенностью существовало как отдельное. На наш взгляд, это время соответствует началу 1970-х годов, когда системные исследования, в том числе в педагогике, переживали период расцвета. Разные исследователи по-разному отвечали и отвечают на вопрос, с какого момента начинается системный подход. В то же время, как кажется, никто из исследователей не пытался оспорить высказывание, что о системном подходе в теории воспитания правомерно говорить, если речь заходит о 1970-х годах или о более позднем времени. Вместе с тем простое умолчание о достижениях, сделанных в области обеспечения системности воспитания за два предшествующих века, то есть с того момента, когда педагогика начала оформляться в ранге особой научной дисциплины, представляется нам нецелесообразным. В конечном счете, современное состояние системного подхода в теории воспитания в немалой степени предопределено именно этими достижениями, что подчеркивает, в частности, Е. Н. Степанов: «Педагоги-ученые и практики еще до появления понятия «системный подход» пытались овладеть системным стилем мышления и действий». При этом особенности «системного стиля» успешнее угадывались, чем осознавались, что, по мнению И. К. Лисеева, является характерной чертой так называемой «стадии пророков», неизбежной для любой идеи.
Современное развитие системного подхода в теории воспитания было подготовлено деятельностью специалистов в соответствующей области педагогики на протяжении десятилетий, о чем может свидетельствовать наличие трех критериев:
- педагоги прошлого должны проводить или отстаивать применение таких процедур, которые напоминали бы мероприятия, характерные для реализации системного подхода на онтологическом, гносеологическом, методологическом и праксеологическом уровне с точки зрения сегодняшних представлений;
- упомянутые попытки должны носить ограниченный, половинчатый характер без четких онтологических, гносеологических и методологических обоснований и сведения полученных данных в единую теоретическую картину;
- кризис системных воззрений как необходимое условие коренных изменений с точки зрения системного подхода должен предшествовать становлению системного подхода как отдельного методологического направления в теории воспитания, то есть переходу данных воззрений на качественно новый уровень.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.