Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Страница 5

Первый его аспект выразился, на наш взгляд, в сближении различных представлений о воспитании как процессе, исходя из того, что данные представления являются системами воспитания. Это отразилось, прежде всего, в трудах ученых, исследующих мировой образовательно-воспитательный процесс, и касалось в основном его состояния в настоящее время, хотя необходимые отсылки к историческим корням делались. Так, П. И. Пидкасистый в 1996 году хотя и оговаривается, что систем воспитания в зарубежных странах существует на настоящий момент большое количество, отмечает, что между многими из них значительно больше сходства, чем различия. По сути, как считает П. И. Пидкасистый, данное сходство обусловлено различным пониманием системы: жесткое следование некоторому порядку или признание многогранности и противоречивости воспитательного процесса. Первое понимание системности, согласно мнению П. И. Пидкасистого, характерно для таких авторов, как Я. Коменский, А. С. Макаренко и Б. Скиннер. Второй взгляд на систему воспитания, по мнению исследователя, берет начало от экзистенциально-гуманистической педагогики. Если применять адекватную терминологию, еще не разработанную к середине 1990-х годов, можно сказать: в первом случае реализация системного подхода признается достаточной на одном уровне – методологическом; во втором случае данный подход тесно увязывается с гносеологическим уровнем. Наконец, некоторые системы воспитания (например, систему Р. Штейнера), невозможно однозначно сблизить с какой-либо концепцией, существовавшей ранее или одновременно с ней. О существовании той же тенденции свидетельствуют работы Т. В. Цырлиной (особенно по отношению к зарубежным системам воспитания), Г. А. Малинина, Ф. А. Фрадкина (1993), Л. К. Балясной (1995). Другие ученые основное внимание сосредотачивают на сближении с позицией системного подхода комплексов идей, разработанных в прежние времена (XVII – XIX века) и относящихся к воспитанию. Для взглядов Я. Коменского, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега одна из первых и наиболее успешных попыток прослеживается в диссертации Н. Н. Никулиной.

Оба течения, упомянутые нами, - проявления одного процесса. Объективно он способствовал глобализации, то есть осознанию взаимосвязи между педагогическими идеями и улучшению взаимопонимания между учеными. Однако глобализацию, на наш взгляд, нельзя признать его движущей силой. Разобранное выше сближение вытекает из самой сути системного подхода как интегративного методологического направления. Предполагающий связь различных частей мировой науки за счет представления об общем объекте изучения (система) и общих методах (изоморфизм), он должен тем более предусматривать подобную процедуру в рамках отдельной науки, то есть теории воспитания.

Второй аспект упомянутого объединения имел более широкий характер, нежели первый, в том смысле, что он вышел за пределы собственно теории воспитания. Начиная с 1990-х годов, по нашему мнению, активизировалось сближение данной теории с некоторыми другими науками на базе системного подхода. В частности, таковой наукой можно считать культурологию, хотя она никогда не принадлежала к числу наук, внутри которых системный подход получил бы значительное развитие. Этим культурология отличается, например, от менеджмента, который также привлекал активное внимание многих специалистов, затрагивающих организацию воспитательного процесса в школе в конце ХХ и начале XXI века, и привлекал в немалой степени благодаря традиции системологических поисков. Однако понятия «культурный человек» и «воспитанный человек» в научном сознании являются очень близкими, а в обыденном сознании практически тождественными. Ввиду этого культурология необходимо должна была рассматриваться во взаимосвязи с теорией воспитания, и такое распространенное, даже «модное» и хорошо обоснованное к концу 1980-х годов методологическое направление, как системный подход, стало играть роль инструмента для сближения данных наук. В этом направлении работали, в частности, М. А. Абрамова, Г. А. Филиппов, а также Н. Е. Щуркова, Р. Люсиер, К. Джонс. О роли, отводимой системному подходу как связующему звену между культурологией и теорией воспитания, можно судить по положениям, сформулированным М. А. Абрамовой: «Системный подход, дающий возможность проследить разрыв между социокультурными требованиями и уровнем подготовки педагогов, определяет необходимость исследования гуманитаризации обучения в культурологическом аспекте». Такая «гуманитаризация обучения», по мнению автора, тесно связана с «гуманитарной подготовкой», цель которой «предусматривает воспитание социальных ценностей и идеалов личности». Здесь системный подход, не порывая с теорией воспитания, как бы вторгается в новую для него сферу культурологии. Однако в 1990-е годы стала возможна и обратная экспансия, когда уже культурология захватывает такую область системных исследований, которая раньше всецело принадлежала теории воспитания. Так, Г. А. Филиппов отмечает, что «развитие воспитательной системы как элемента широкого социокультурного процесса трансляции культуры» стало одной из проблем культурологии и логично «попадает в фокус исследовательского интереса» данной науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru