Вслед за отработкой функционирования в развитии системного подхода в теории воспитания должно начаться старение или кризис. Это утверждение, на наш взгляд, является логичным, если обратиться к предыдущей тенденции и воспользоваться принципом аналогии. При этом более вероятным нам представляется первый из названных вариантов развития, то есть старение.
Вышеупомянутые особенности развития системного подхода в теории воспитания можно представить в виде таблицы 3.
Таблица 3.
Ход развития системного подхода в теории воспитания
Вре-мен-ные рамки этапа |
Краткая характеристика |
Педагоги, специализирую-щиеся в теории воспитания | |
XVII – сер. ХХ века |
Накопление представлений о вос-питании как о системном процессе. Первые попытки построить модель системы, где совершается воспитание, назвать особые свойства такой системы и построить методологию, основанную на данном понятии. |
Я. Коменский, А. Дистервег, И. Ф. Гербарт, А. С. Макаренко, П. П. Блонский | |
1970-е – 1980-е годы |
Развитие системного подхода в теории воспитания в ранге отдельного методологического направления как преодоление разрыва между различ-ными уровнями его реализации (отработка структуры). |
Б. З. Вульфов, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский, З. Хелус | |
1990-е – 2000-е годы (не завер-шен) |
Развитие системного подхода в теории воспитания как зрелого методологического направления с реализацией его интегрирующего потенциала и признанием его универсальности и ограниченности (отработка функционирования). |
М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Е. Н. Степанов, А. М. Сидоркин |
В заключение можно сказать следующее: развитие системного подхода в теории воспитания складывалось из множества тенденций, как взаимодополняющих, так в значительной мере и противоположных. Однако их взаимодействие происходило таким образом, что вело к решению задач, связанных с отработкой структуры и отработкой функционирования системного подхода, причем второй из упомянутых процессов еще нельзя назвать доведенным до конца. Направленность на решение данных задач и задавало две главные тенденции развития системного подхода. В будущем не исключено появление новых тенденций, в том числе связанных со сменой линий и форм развития. Их появление будет находиться в тесной зависимости от внимания педагогов к вопросам научной организации воспитательного процесса как целостного явления. Проведенное исследование позволяет с большой долей вероятности говорить, что данное внимание будет сохраняться, пока существует теория воспитания как отрасль педагогики.
1. Развитие системного подхода как отдельного методологического направления в теории воспитания, начавшееся с 1970-х годов, имеет предпосылки в виде достижений предшествующих эпох, связанных с постепенным установлением взгляда на воспитание как процесс, который должен быть целостно организован. К числу таких предпосылок относятся:
- построение моделей систем, связанных с процессом воспитания;
- выделение в воспитательной деятельности противоречий, которые, по своей сути, являются противоречиями системного подхода;
- признание изменчивости систем, где идет воспитательный процесс;
- становление взгляда на систему, связанную с воспитанием, как особый объект изучения с уникальными свойствами;
- попытки построить педагогическую методологию, где бы понятие «система» выходило на первый план.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.