2. Данные предпосылки, будучи по сути попытками системной организации воспитания на различных уровнях, вследствие своей разрозненности и противоречивости и не могли разрешить закономерно возникающих перед исследователями проблем организации воспитательного процесса как целостного явления. В силу этого они не могли сыграть той роли, какую системный подход играет в настоящее время.
3. Противоречие между осознанием необходимости системной организации воспитания и трудностью такой организации при имеющемся уровне знаний, наиболее остро вставшее к середине ХХ века, привело к кризису представлений о воспитании как системном явлении. Выход из него и решение накопленных проблем были связаны с утверждением в теории воспитания системного подхода как особого методологического направления и его дальнейшем развитии.
4. На первом этапе развития системного подхода в теории воспитания (1970-е - 1980-е годы) происходило создание условий для того, чтобы системный подход в дальнейшем выступал в теории воспитания как зрелое методологическое направление. Это подразумевало отработку его четырехуровневой структуры, которая могла сложиться только при условии сочетания эволюционной и революционной форм развития.
5. На втором этапе развития системного подхода в теории воспитания, начавшемся с 1990-х годов, главной задачей стала отработка функционирования системного подхода. Это означает переход к реализации данного методологического направления как интегрирующего, универсального и ограниченного, что является критерием его зрелости. При этом благодаря сложившейся на первом этапе структуре развитие совершалось в форме эволюции, что предусматривало постепенные изменения системного подхода при реализации его на любом уровне.
Мы провели исследование источников и направлений развития системного подхода в теории воспитания, этапов, по которым оно идет, и тенденций, возникающих в процессе развития. По окончании исследования можно сделать следующие выводы.
1. Системный подход есть методологическое направление, изменяющееся с течением времени при соответствии критериям закономерности, необратимости и преемственности, то есть критериям процесса развития. В данном процессе можно выделить две составляющие. Первой из них является инвариантная, в роли которой выступает обращение к ряду понятий, таких, как система, элемент, вход, выход, обратная связь; второй является вариативная, определившая путь обращения к данным понятиям (непосредственный и опосредованный), и достигнутый при этом уровень реализации системного подхода (онтологический, гносеологический, методологический, праксеологический).
2. Источниками развития системного подхода в теории воспитания служат противоречия, связанные с трудностью и необходимостью реализации инвариантной составляющей данного развития для процесса воспитания как меняющегося во времени явления. Это противоречие взаимной зависимости воспитанников и воспитательной системы, при разрешении которого реализуется содержательный и операционно-деятельностный компоненты воспитания как системы; противоречие между множественностью факторов и необходимостью их учета, при разрешении которого реализуется один из способов организации взаимодействия воспитательной системы и внешней среды; противоречие трудности и необходимости контроля воспитательной системы на выходе, при разрешении которого реализуется целевой компонент воспитания как системы; противоречие закона замедленного действия, при разрешении которого реализуется аналитико-результативный компонент.
3. До становления системного подхода в теории воспитания как отдельного методологического направления в конце 1960-х годов, что явилось важнейшей вехой его развития в рамках данной теории, педагогами-исследователями был разработан ряд системных идей, могущих называться предпосылками упомянутого становления и последующего развития. К числу этих предпосылок относятся решение проблем системного подхода в теории воспитания путем построения модели, формулировка проблем системного подхода, отстаивание изменчивости воспитательных систем и систем воспитания, появление идей об особых свойствах воспитательной системы и системы воспитания, становление представлений об особом методе, где на первый план выходят понятия системы и систематичности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.