Иногда спаивание применялось для отмщения. В Лаврентьевской летописи описано, как в 945 году княгиня Ольга решила перебить древлян за убийство ее мужа Игоря. Она использовала обычай «пити на кого-либо». Этим же обычаем славян воспользовались греки, чтобы убить Ростислава, княжившего в Тмутаракани. В 1066 году они отравили князя, подсыпав яду в винную чашу.
Водка в Россию проникла из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Начиная с Ивана III, власть стремилась сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (кабак по-татарски — «постоялый двор»). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы (т. е. гостиницы, совмещенные с пивной) уничтожались. Если население не выпивало на планируемую государством сумму, то недоимка раскладывалась на всех. В кабаках в XVII веке висело объявление:
По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые — питухов от кабаков не отзывать, не гоняти, покуда оный питух до креста не пропьется.
Учитывая дурную репутацию такого типа заведений, в 1651 году слово «кабак» заменили «кружечным двором», хотя сущность их осталась прежней. С 1746 года «кружечные дворы» стали именоваться «питейными заведениями».
В 1895 году правительство ввело казенную монополию на продажу водки, так как откупа на право торговать водкой были отменены с 1863 года. Монополия мотивировалась заботой о народном здравии. Но и она не устранила пьянства, поскольку по повышенной цене водка отпускалась кому угодно в любое время дня и ночи.
Хорошо отражена картина пьянства рабочих в романе «Мать».
В Третьяковской галерее есть картина художника В.Е. Маковского «Не пущу!». Жена с ребенком тщетно пытается остановить мужа, идущего в кабак, но ей грозит расправа со стороны обезумевшего чело-река.
В.И. Ленин в статье «Свободная наличность» отметил, что за 5 лет (1908—1912 гг.) российская казна продала 440 1/2 миллиона ведер сорокаградусной сивухи. На этом было заработано 185 млн. руб. (надбавка — 42 коп./ведро).
19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и спиртосодержащих веществ».
Постановление СНК РСФСР от 11 сентября 1926 года «О ближайших мероприятиях по борьбе с алкоголизмом» обязывало введение в (школах всех ступеней и типов вводить преподавание основных сведений о вреде алкоголя.
Постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апреля 1929 года предусматривало систему антиалкогольного воспитания не только в школах, но и в педагогических и медицинских вузах, во всех техникумах и на специальных курсах.
Антиалкогольные правительственные постановления принимались в 1927, 1929, 1958, 1972, 1977, 1978, 1985 годах.
Эффективность всех этих мероприятий близка к нулю: сейчас в нашей стране официально зарегистрировано более 2 млн. алкоголиков, причем их число ежегодно возрастает на 30%. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) считает, что если на каждого списочного жителя - страны потребление спиртного (в пересчете на чистый спирт) достигает 8 л/год, такое государство достигает критической фазы в плане духовного выживания. К 2008 году в России этот показатель достиг 18 л/год. Отсюда — важность профилактики алкоголизма и санитарного просвещения.
Алкоголь поражает прежде всего центральную нервную систему, другие органы и системы тоже поражаются спиртными напитками: 80% всех циррозов печени имеет алкогольную этиологию.
Очень быстро развивается миокардиопатия. Это заболевание сердца становится нередко причиной внезапной смерти у алкоголиков. Панкреатит наблюдается у 60% алкоголиков; гастрит, язва желудка — у 20%; туберкулез — у 15—20%.
Весьма серьезной проблемой является суицид: примерно треть самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. В наши дни различные причины смерти от заболеваний, связанных с алкоголем, стоят на третьем месте после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.
Еще в конце XIX века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами, и только 10% были здоровыми. Близки к этой картине и данные В.Я. Канелю (табл. 1).
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.