— тех или иных химических веществ — растворов, реактивов, особенно из класса органических растворителей, а также специфического «химического» запаха выдыхаемого воздуха либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица, рук;
— различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов и др.
Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится на учет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. В случаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной, подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного или систематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностных и семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерный учет.
При постановке учащегося на учет врач-нарколог должен об этом незамедлительно проинформировать родителей, администрацию школы или ПТУ и соответствующие службы местных органов внутренних дел. Он же решает вопрос о необходимости стационарного или принудительного лечения, о целесообразности продолжения учебы.
Профилактика наркомании
Сразу следует оговориться: никакие административные меры наказания и никакие формальные запреты и запугивания проблему не решат. Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни.
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. Вот что думают о наркомании старшеклассники СШ № 22 г. Орла:
— это прогулка над пропастью с завязанными глазами (Илья У);
— это прыжок в пропасть (Алан Н.);
— это дорога к смерти (Дарья Н.);
— это прыжок в бездну (Сергей П.);
— это бег по лезвию (Сергей П.);
— это дорога на «дно» (Наталья X.);
— это ад внутри (Татьяна Ж.);
— это жизнь с завязанными глазами (Татьяна Ж.);
— это жизнь без будущего (Маргарита А.);
— это дорога в ад (Маргарита А.);
— это уход от реальной жизни (Наталья К.).
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, следует выбрать точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья — их личное дело. Сошлитесь на мнение первого советского наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Здоровье каждого — здоровье всех», аргументируйте эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.
Можно, конечно, использовать и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших — на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики (отсюда должны сделать соответствующий вывод министерство культуры и министерство средств массовой информации):
— «Мы колем вены каждый час .»;
— «Игла меня пронзила в сердце .»;
— «Шлеп, шлеп под кожу, Прыг, прыг на небо .».
В старших классах средней школы и ПТУ при соответствующей предварительной подготовке большой след в душе подростков может оставить конференция «Человеку быть человеком» по роману Чингиза Айтматова «Плаха». Ее можно подготовить, опираясь на следующие вопросы:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.