Проанализировав учебник по музыке, мы видим, что по своей сути большинство заданий, предлагаемых к одному музыкальному произведению однотипны, преобладают словесные методы, которые направлены на размышление о музыке и не несут глубокой развивающей функции. Из методов, которые предполагают активную музыкальную деятельность можно выделить задания на исполнение ритмического аккомпанемента, который дается в готовом виде, т.е дается ритмическая партитура, рекомендуемые инструменты и способы извлечения звука. Отсутствуют задания, которые предполагают ритмизацию, ритмомелодикламацию, сравнение или сопоставление с другими видами искусства (живопись, литература) и что самое главное, собственное и естественное выражение своей мысли музыкальными средствами.
Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой и будет ли ему в этом помощь со стороны методического комплекса.
Опрос учителей показал, что 65% представляют этот процесс как обновление репертуара (в основном, песенного) и его расширение. 20% выступает за введение в уроки фольклора и образцов церковной музыки. И только 15% учителей связывают этот процесс с изменением стратегии преподавания и поиском новых методов обучения музыкальному искусству.
музыкальный творческий развитие дети
Таблица 6. Организация нового художественно-педагогического процесса.
Пути обновления |
% |
Обновление и расширение репертуара |
65 |
Введение фольклора и церковной музыки |
20 |
Поиск новых методов обучения |
15 |
Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности: хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и т.д. Исследования последних лет показывают, что формальное наличие на уроках музыки перечисленных «видов деятельности», фиксируемая внешняя постоянная занятость учеников – это отнюдь не означает, что школьники осуществляют полноценную музыкально-художественную деятельность. И об учебной деятельности тоже говорить нельзя, ибо усвоение знаний, основанное на руководящей роли учителя, на принятии знаний в готовом виде, механическом повторении и «закреплении», т.е. на репродуктивных способах мышления – все это представляет собой самую заурядную учебную работу.
Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел композитора. При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве как явлении действительности его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение диалектики жизни.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.