Только 15% опрошенных затруднялись в поиске творческих заданий, у остальных это не вызывало трудностей, но лишь потому, что задания не искали в каких-либо методических пособиях, а придумывали сами. Только 5% назвали в качестве источника творческих заданий пособия Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» и «Осенняя гамма». Ни один из опрашиваемых не указал на существующий учебник по музыке, как источнике творческих заданий.
Таблица 2. Источники творческих заданий
Затрудняюсь в поиске источников |
15% |
Составляю самостоятельно |
80% |
Пособия Т.Боровик |
5% |
Учебники по музыке |
0 |
Мы решили рассмотреть учебник по музыке для 3 класса (1996 г.) и проанализировать его по следующим критериям:
наличие творческих заданий и их количество;
разноплановость творческих заданий;
наличие творческих заданий, предназначенных для одного музыкального произведения, их характер и количество.
В данном учебнике мы рассматривали задания, которые имели условное обозначение и подразумевались как творческие: придумай, составь, представь себе и др.
Их в учебнике насчитывается 17.
Таблица 3.
Система творческих заданий в учебниках по музыке (3 кл.)
Количество |
Содержание |
5 |
составить исполнительский план песни |
3 |
придумать окончание мелодии в заданном характере |
2 |
выбрать музыкальные инструменты для ритмического аккомпанемента песни. |
2 |
выбрать из данных слов те, которые характеризуют музыкальный образ рассматриваемого произведения. |
2 |
придумать ритмический аккомпанемент |
1 |
сочинить песню на заданные слова и ритм |
1 |
выложить форму из цветной бумаги |
1 |
составить исполнительский вариант в форме рондо любой знакомой попевки |
Задание «игровая исполнительская деятельность» включает: передать пульс музыки - 1, исполнение каноном – 1, исполнение ритмического аккомпанемента к произведению – 3, ритмическое эхо - 1, исполнение одной попевки разными способами – 1.
Таблица 4. Игровая исполнительская деятельность.
Типы заданий |
Количество |
Передать пульс музыки |
1 |
Исполнение каноном |
1 |
Исполнение ритмического аккомпанемента к произведению |
3 |
Ритмическое эхо |
1 |
Вариативное исполнение |
1 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.