Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе

Новое об образовании » Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно- мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки

Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его воплощенная душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. И путь решения этой проблемы мы видим в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути – в детстве. Но каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации все больше, но удивляются меньше, меньше восхищаются. Существует тенденция к равнодушию, к однообразному кругу интересов. А общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в детях интерес к самим себе. Объяснить, что самое интересное скрыто в них самих. Заставить душу трудиться, сделать творческую деятельность потребностью. Поэтому развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны, легко воспринимают образное содержание сказок, песен, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.

В философских трудах творчество понимается как реализация сущностных, творческих сил личности, стимулом и источником которых выступает культура.

Психологический аспект проблемы развития творчества связан с понятием целостной личности, творческой деятельности как созидающей в отличие от репродуктивной, направленной на воспроизводство уже имевшихся в прежнем опыте продуктов (В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Матюшкин, Я.А.Понамарев, С.Л.Рубинштейн).

Идеи воспитания творческой личности школьника, подростка, педагога отражены в трудах Д.И.Водзинского, К.В.Гавриловец, А.А.Гримотя, И.И.Казимирской, А.С.Макаренко, В.Л.Сухомлинского, В.Л.Яконюка.

Творческую деятельность рассматривали исследователи как высший уровень познания человека, предполагающая мобилизацию его основных психических процессов, знаний, жизненного опыта, физических сил, как мощный фактор индивидуального и общественного развития, результатом ее является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической универсальностью (В.Андерсон, Л.С.Выготский, Дж. Гилфорд, В.В.Давыдов, Я.А.Понаморев и др.).

По мнению исследователей, переход человеческих ценностей в личностные смыслы возможен при условии увеличения доли самостоятельной творческой деятельности ребенка в образовательном процессе (М. Бахтин, Р. Бультман, К. Дюркхайм, А. Леонтьев, Ю. Лотман).

Творчество, творческая деятельность – практическая или теоретическая работа, благодаря которой создается нечто новое, неповторимое, оригинальное. Творчество не следует оценивать и измерять только лишь конкретными результатами деятельности людей, творчеством является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром человек.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим заданиям, создавая определенные ситуации. Но проведенный анализ литературы показал, что выполнение творческих заданий чаще всего навязывается школьнику учителем, при этом выбор таких заданий весьма ограничен (З. Кодай, М. Монтессори, А. Овчинникова, Ф. Рендер, Н. Тереньтева и др.).

Все выше сказанное свидетельствует о необходимости более глубокого и основательного изучения метода творческих заданий, его вариативности в зависимости от ситуации.

В связи с имеющимся противоречием между всеобщим признанием роли творческих заданий в музыкальном образовании школьников и недостаточной их систематизацией и разработанностью путей их практического внедрения в учебный процесс выбрана тема исследования «Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе».

Объект исследования: процесс постижения музыкального произведения на уроках музыки в начальной школе в ходе работы над творческими заданиями.

Предмет исследования: система методов творческих заданий на уроках музыки, направленная на постижение музыкального произведения.

Цель исследования: разработать систематизированный комплекс творческих заданий для работы с музыкальным произведением в начальной школе.

Исходя из цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

Определить понятие творческая деятельность, сущность и формы творческих заданий.

Выявить типичные творческие задания на уроках музыки в начальной школе и пути их систематизации.

Разработать систематизированный комплекс творческих заданий для работы с музыкальным произведением в начальной школе.

Экспериментально апробировать методику работы с разработанным комплексом творческих заданий.

Гипотеза: если будут выделены и систематизированы творческие задания для изучения одного художественного произведения, то:

- будет обеспечена вариативность и мобильность в выборе творческих заданий;

- процесс развития творческих способностей будет более эффективным.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования

изучение педагогического опыта

опытно-экспериментальная работа

Методологической базой данной работы явились психолого-педагогические исследования младших школьников, а так же воображения и творчества Л.С.Выготского, исследования музыкальных способностей Б.М.Теплова.

Научной новизной данной работы является систематизация типичных творческих заданий в работе над музыкальным произведением.

Практической значимостью исследования является то, что материалы систематизированного комплекса творческих заданий «Калейдоскоп» могут быть использованы при составлении методического комплекса к предмету «Музыка».

Экспериментальные исследования проводились на базе Королевостанской школы Минского района, Минской области.

В результате проведенного практического и теоретического исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

В существующих учебниках по музыке имеются творческие задания, однако реальная их направленность в большей степени способствует формальному усвоению художественного образа, отсутствие вариативности ограничивает творчество учащихся.

Разработанный систематизированный комплекс «Калейдоскоп», состоящий из 7 различных по содержанию и характеру типов творческих заданий, позволяет сделать процесс постижения музыкального произведения более эффективным.

Апробация результатов проходила в форме доклада на студенческой научно-практической межфакультетской конференции в БГПУ им. М.Танка (2005г), в ходе выступления на кафедре теории и методики преподавания искусства, а также в процессе преподавания в Королевостанской школе.

Работа объемом 70 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, 8 таблиц, списка используемых источников и приложения. Список используемой литературы состоит из 60 источников.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru