Приведем пример работы над произведением, которая предлагается в учебнике по музыке для третьего класса к произведению Э.Грига «Утро».
« Далеко на севере находиться страна Норвегия. Море изрезало ее берега длинными и узкими заливами – фьердами, вокруг которых возвышаются горы, покрытые лесами.
Более сто лет тому назад здесь родился мальчик Эдвард. С детства ему запомнились интересные сказки про гномов, кобальтов, эльфов – волшебных духов и маленьких человечков, которые будто живут в горах. Обо всем этом Эдвард Григ очень ярко рассказал в своей музыке.
В исполнении симфонического оркестра ты прослушал произведение, напевная мелодия которого выросла с знакомой тебе песни «Утро».
Сначала эта мелодия попеременно звучит у флейты и гобоя, напоминая перекличку пастушьих жалейки и рожка. Затем, как новые краски в живописном пейзаже, возникают варианты этой мелодии в исполнении других инструментов. Вступление скрипок как бы создает картину появления на небе ослепляющего солнца. Так передается настроение утренней природы.»
Далее идут вопросы к произведению:
Какие инструменты звучат в произведении «Утро»?
Посмотри на рисунки. Они помогут тебе вспомнить их названия.
Определить, что общее в мелодии «Утро» и песни «Скворушка прощается». (Дается нотная запись мелодии «Утро»)
В начале нотного стана стоят цифры. Они обозначают размер такта. Верхняя цифра (числитель) показывает количество долей в такте, а нижняя (знаменатель) – продолжительность каждой доли.
В песне «Утро» размер 3/4 . Это значит, что в каждом такте - три четвертные доли: сильная и две слабые.
Спой мелодию «Утро» и продирижируй на «три» по схеме:
Трехдольный размер придает музыке особенную плавность и напевность.
Какие мы видим здесь задания, которые направлены на творческое воображение ребенка? Какие задания являются активными? Чего мы добьемся в результате такой деятельности при изучении музыкального произведения?
Творческое воображение, фантазия детей сковывается, регламентируется и развивается по типично репродуктивному пути. Умение пересказать «содержание» музыки, вспомнить название произведения, определить форму, охарактеризовать использованные средства выразительности, на которых концентрировалось внимание – все это говорит якобы о сознательности восприятия, знании произведения. Однако реальная направленность таких методов и приемов работы исключает личностно-творческое освоение самой музыки и не приближает к ней, а лишь способствует формальному усвоению ряда ее аналитических параметров.
Недоверие к природной восприимчивости детей, к их музыкальному, интонационному опыту вызывает к жизни предметно-образную, ситуативную интерпритацию музыкального сочинения, неадекватную его интонационному смыслу. В результате интерес к данному произведению может возникнуть, дети запомнят его название, но такой путь отстраненного внеличностного слушания не учит ребенка восприятию новой для него музыки, особенно не программного характера, не связанной со словом, и даже приводят к неприятию инструментально-симфонической музыки в целом. Подтверждением этой мысли является тот факт, что дети в течение долгого времени помнят название произведения, увлекательные истории, и даже называют их в качестве любимых, однако практика показывает, что собственно музыку этих произведений дети не помнят: не могут не только напеть основные темы, но даже не узнают их на слух.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.