Задание «исполни, сыграй на музыкальных инструментах» представляет собой игру на музыкальных инструментах на заданный ритмический рисунок (4).
При анализе этих заданий мы увидели, что большинство из них, которые предполагают творческую активность детей, даются в готовом виде, учащимся просто надо быть исполнителями, а не творцами.
Если говорит о заданиях непосредственно к одному конкретному произведению, то к одному произведению в среднем предлагается три задания, которые направлены в основном на размышление о музыке, сравнение, сопоставление, объяснение (см. таблицу 5). Только к некоторым произведениям предлагаются задания, которые предполагают активную деятельность детей. Но творческие ли они? Ребенку даются рекомендации к исполнению, ритмический рисунок аккомпанемента и подходящие к нему инструменты, учащимся остается только выполнить указания, а учителю проконтролировать.
Таблица 5
Из диаграммы видно, что большее количество процентов (19%) – это задания, правильнее сказать вопросы, которые касаются анализа средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамика, мелодия, ритм и т.д.): «Какие выразительные средства помогают передать характер произведения?»
На втором месте – определить характер произведения.
Задания «исполнить ритмический аккомпанемент» предлагают ритмический рисунок, инструменты и способы исполнения. Учащимся предлагается только точно исполнить рекомендации авторов.
Задание, которое предлагает сравнить данное произведение с другими, направлено на сравнение с произведениями аналогичного характера.
Рекомендации к исполнению – это: «пой попевку мягко», «во время пауз бесшумно бери дыхание», «исполняй песню тихо, напевно».
Объяснить выбор композитора музыкальных красок в данном произведении – это вопросы типа «почему повторяются слова», «почему произведение написано в данном темпе», «почему интонация данного героя не развивается, что передает такой прием» и т.д.
К заданиям «выбрать из данных слов те, которые отражают характер произведения» относятся например такие: подберите слова, которые определяют музыкальный язык песни.
Мелодия: поступенная, скачкообразная, плавная, восходящая, нисходящая.
Темп: быстро, спокойно, не очень быстро.
Ритм: чередование коротких и долгих, ровных длительностей.
Сила звука: громко, тихо, не очень громко.
Остальные задания оторваны от конкретного произведения и включают такие типы: определить по нотной записи или ритмическому рисунку произведение; определить жанр или название произведения по рисунку, назвать изображенные инструменты, сложить форму, вспомнить, найти и т.д.
Мы видим, что словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) занимают ведущее место в системе методов обучения. Конечно они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблему, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Но необходимо помнить, что чрезмерное увлечение словесными методами на уроке музыки нередко приводит к вербализации учебно-воспитательного процесса, в результате теряется самоценность музыки как средства общения, специфика собственно музыкальной деятельности ребенка. Будучи определенным ориентиром при восприятии музыки, слово не может исчерпать смысловую многозначность художественного образа. Оно дает лишь направление, в котором развивается творческое воображение ребенка.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.