Для проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования был определен круг основных задач, который заключался в следующем:
провести констатирующий срез по 3 классу на предмет систематизации творческих заданий;
предложить комплекс творческих заданий, обеспечивающий ситуацию выбора для изучения музыкального произведения;
провести работу по изучению эффективности предложенного комплекса в практике музыкальных занятий.
В качестве критериев отбора творческих заданий выступали:
Направленность творческого задания;
количественные показатели по году, произведению;
сущность комплексности и др.
В период реформирования школы и общей системы образования происходит и реформирование школьных предметов в частности. С 2004 учебного года школы Белоруссии перешли на новую программу по музыке. Цель базового музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как «искусство интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). Это значит воспитать музыкальную культуру личности как часть ее духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Вхождение ребенка в музыку – это постепенное раскрытие его духовности, возвышение чувств, приобщение к разнообразным способам соинтонирования накопление «интонационного словаря» (Б.В.Асафьев), воспитание ценностного отношения к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Важно поставить в центр музыкально-воспитательного процесса творчески активную личность учащегося.
Смысловым стержнем программы служит тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия детей и направляет процесс накопления ими музыкального опыта, овладения искусством духовного общения на языке музыки. В основе тематического построения программы лежит система обобщенных представлений о музыке как виде искусства, разработанная Д.Б.Кабалевским.
Так как учебно-методический комплекс к новой программе находится в стадии разработки, учителя продолжают использовать в своей работе прежние учебники по музыке. Но уже к началу 2005 учебного года ожидается выпуск творческих тетрадей по музыке для учащихся первых и пятых классов.
Мы провели опрос студентов V курса музыкально-педагогического факультета с целью: выяснить использовали ли они в своей практической работе творческие задания, какого типа и испытывали ли они трудности в поиске материала для творческих заданий.
Опрос показал, что под творческим студенты понимают задание, которое требует от ребенка инициативности, оригинальности, самостоятельности в его решении.
Из использованных творческих заданий на уроках во время музыкально-педагогической практики большинство назвали – сочинить мелодию (40%), 25% - ритмодекламацию, 20% - подобрать ритмический аккомпанемент к произведению, 10% - различные игры, 5% - нарисовать рисунок к прослушанному произведению. На основе анализа ответов можно сделать вывод, что творческими студенты считают задания, которые направлены на получение конкретного продукта творческой деятельности (мелодия, рисунок и т.д.), задания предполагающие активную, преобразующую деятельность людей.
Таблица 1. Творческие задания, используемые студентами.
Творческие задания |
% |
Сочинить мелодию |
40 |
Ритмомелодекламация |
25 |
Ритмический аккомпанемент |
20 |
Игры |
10 |
Рисунок |
5 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.