Как правило, стратегический план развития любой вузовской библиотеки намечает достаточно конкретные действия, реализуемые за выбранный период планирования (обычно за пять лет). Неизменными остаются общие принципы стратегического планирования развития библиотек:
- Охват всех сторон деятельности библиотеки (комплектование, сервисы, ресурсы, кадровое обеспечение и др.).
- Поступательность в развитии и реалистичность планов.
- Тщательный учет благоприятных возможностей и потенциальных рисков, сильных и слабых сторон библиотеки и вуза в целом.
- Увязка стратегии развития библиотеки с общей стратегией развития вуза.
- Ориентация на инновационные подходы и разумный консерватизм.
По-нашему мнению, сегодня основной проблемой вузовских библиотек г. Белгорода является недостаточное финансирование их деятельности. Одним из вариантов увеличения финансирования, могло бы стать закрепление за библиотеками права на фиксированный процент от внебюджетных средств вузов.
В середине 1990-х годов было положено начало использованию в библиотеках платных услуг: ксерокопирования, сканирования, распечатки информации, переплетных работ, ламинирования и др. В настоящее время эта деятельность по-прежнему актуальна и во многих вузовских библиотеках требует дальнейшего развития. Следует отметить, что не во всех вузовских библиотеках г. Белгорода присутствуют данные услуги. Поэтому необходимо обратить внимание на получение дополнительных денежных средств путем предоставления платных сервисов. Из заработанных средств выплачиваются надбавки персоналу, оплачиваются мероприятия по повышению квалификации сотрудников, частично приобретается техника, решаются мелкие библиотечные проблемы. В некоторых библиотеках эти средства полностью направляются на комплектование фонда.
Другим способом получения финансовых ресурсов может быть участие в конкурсах научных грантов и в проектах. Так, например, уникальное место в программах развития вузовских библиотек занял проект НФПК «Совершенствование управления библиотечными ресурсами». Сохраняя преемственность с предыдущими проектами, он создавал условия для комплексного развития вузовских библиотек, в том числе ремонта их помещений, появления новых читальных залов с современными технологиями обслуживания и т. д.
Из-за недостаточного финансирования вузовских библиотек г. Белгорода появляются следующие проблемы:
- Необходимость в увеличении площади библиотек, т. к. существующие размеры помещений в которых функционируют большинство библиотек вузов, не соответствуют требованиям предъявляемых в стандартах.
- Недостаточное комплектование фондов библиотек литературой, необходимой для учебного и, особенно, научного процессов вуза.
- Отсутствие должного количества и состояния технического оборудования: ПК, принтеров, сканеров и т. д.
- Острая необходимость в обновлении интерьера и увеличении численности библиотечного оборудования: стеллажей и мебели. Возможность трудиться в хороших условиях способствует повышению качества работы персонала и поднятию имиджа библиотеки.
- Численность работников существенно меньше плановой штатной в соответствии с нормативами. Кроме того, оплата труда библиотекарей, согласно существующим нормативам, делает эту профессию недостаточно престижной и привлекательной и др.
Из вышеизложенного мы сделали вывод, что главной проблемой библиотек высших учебных заведений г. Белгорода, требующей срочного решения, является недостаточные их финансирование. Следовательно, в первую очередь, необходимо обратить внимание на решение этого недостатка, который влечет за собой появление других проблем. Кроме того, руководству вузовских библиотек необходимо заботиться об имидже своего подразделения. Для этого в своих рекомендациях мы предлагаем следующее:
- Активно сотрудничать со СМИ. Рекламировать мероприятия, одновременно рекламируя их участников: писателей и поэтов, деятелей культуры и искусства, представителей науки, образования, здравоохранения и экологии, государственных служащих и др. Особенно важно это для начинающих деятелей литературы и искусства, пока еще малоизвестных широкой публике.
- Использовать любую возможность прямой или косвенной рекламы высших образовательных заведений и их библиотек. Размещать информацию в справочных изданиях, выходящих на территории региона.
- Публиковать в вузовской печати ежегодный отчет о работе библиотеки вуза.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.