Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Страница 1

В настоящее время информатизация образования развернута согласно федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002–2010 гг.), программам «Совершенствование управления в вузах», «Совершенствование управления библиотечными ресурсами в вузах» Инновационного проекта развития образования Национального фонда подготовки кадров (ИПРО НФПК).

Выполнение этих программ влечет за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки вуза на более высокий уровень обеспечения всех участников учебного и научного процессов полной, оперативной и актуальной информацией. Перспективной целью развития многих вузовских библиотек становится их преобразование в интегрированные информационные центры, объединяющие в себе функции традиционной библиотеки с представлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей. Чтобы осуществить это преобразование, нужна тщательно продуманная, структурированная и спланированная система мер, предусматривающая очередность этапов, последовательность их осуществления, наличие ресурсов и, главное – осознание цели организационно-управленческих изменений в библиотеке.

Следует отметить, что по своим задачам и по сути деятельности все вузовские библиотеки достаточно близки друг другу. В этом смысле миссия вузовской библиотеки в ее современном звучании – быть центром интегрированного информационного обеспечения учебного и научного процессов – может одинаково провозглашаться практически всеми библиотеками. Однако концепция развития библиотеки конкретного вуза определяется уровнем его развития, особенностями учебного процесса, наличием филиалов, финансовыми возможностями, наконец, просто наличием квалифицированных кадров, способных реализовать намеченные задачи.

Мало сказать, что библиотека является структурным подразделением вуза. Библиотека находится в теснейшем непрерывном процессе взаимодействия с различными структурами – как вузовскими, так и внешними: обменивается информацией, изучает потребности пользователей, привлекает различного рода ресурсы, предоставляет информационные услуги, получает финансирование, развивает сотрудничество, оказывает дополнительные услуги.

Выполнение задач, стоящих перед библиотекой, в полной мере зависит от интеграции и координации ее деятельности с факультетами, кафедрами, научными подразделениями, отделами и службами. Все это, а также изменение основной парадигмы развития библиотеки – от накопления информации к предоставлению информационных услуг – позволяет предложить в качестве методологической стратегии развития вузовской библиотеки процессный подход .

Согласно международным стандартам ISO 9000 : 2000 и соответствующим российским стандартам, процессный подход применяется для повышения результативности функционирования организации: «Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечение их взаимодействия могут считаться процессным подходом».

Под процессом мы будем понимать устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Таким образом, все виды деятельности в организации могут рассматриваться как процессы. В вузе – это образовательный процесс, процесс фундаментальных исследований (научно-исследовательский процесс), организационно-управленческий процесс, вспомогательные процессы (хозяйственная деятельность, социальная поддержка и т. д.).

На входе модели деятельности вуза, основанной на процессном подходе, стоят требования потребителей и других заинтересованных сторон, а на выходе – удовлетворенность этих сторон предоставленными услугами. Следовательно, модель деятельности вуза можно представить в виде сети процессов. Под сетью процессов будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, включающих все функции, выполняемые в подразделениях вуза.

Каждая структурная единица вуза обеспечивает выполнение конкретных процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе значительно сильнее, чем в случае функционального подхода. Вертикальные связи между структурными единицами несколько слабее. Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат процесса между всеми его участниками .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru