- Поступательность в развитии и реалистичность планов.
- Тщательный учет благоприятных возможностей и потенциальных рисков, сильных и слабых сторон библиотеки и вуза в целом.
- Увязка стратегии развития библиотеки с общей стратегией развития вуза.
- Ориентация на инновационные подходы и разумный консерватизм.
В-третьих, необходимо заботиться об имидже вузовских библиотек. Для этого мы предлагаем следующие практические меры:
- Активное сотрудничество со средствами массовой информации, а также с системой власти и коммерческими структурами.
- Использование любой возможности прямой или косвенной рекламы высших образовательных заведений и их библиотек. Размещение информации в справочных изданиях, выходящих на территории региона.
- Публикация в вузовской печати ежегодного отчет о работе библиотеки вуза.
- Организация не только экскурсий, но и занятий для первокурсников по обучению пользования как традиционными каталогами, картотеками, так и электронными.
- Активное участие в научных конференциях и семинарах вуза.
- Совершенствование web-сайтов библиотек, улучшение их дизайна. Можно обеспечить непрерывный информационный поток – от новостей до рекламы и деловых предложений, исходящих как от библиотеки так и от потребителей информации. Большое значение отводится качеству информации на сайтах вузовских библиотек, ее оперативности и обратной связи с потребителями.
- Улучшение оформления интерьера библиотеки (в едином художественном стиле), в том числе официальной документации, информационного модуля внутренней рекламы для читателей, читательского билета, бейджей и визиток сотрудников.
- Проведение презентаций новых поступлений и научных трудов, организуемых не менее двух-трех раз в течение месяца по просьбе факультетов, преподавателей, организаций и учреждений, с которыми осуществляется сотрудничество.
Создав имидж надежных и профессиональных партнеров, вузовские библиотеки сломают старые стереотипы их восприятия, докажут свою незаменимость в образовательном пространстве учебных заведений.
В четвертых, необходимо создать и внедрить эффективно действующую систему менеджмента качества на основе процессного подхода – системы обеспечения качества информационно-библиотечных услуг, влияющих на подготовку высокопрофессиональных специалистов, на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в вузе. В основе СМК лежит принцип постоянного улучшения. Это непрерывный процесс, который позволит осуществлять эффективное управление на всех этапах жизненного цикла услуг с учетом потребностей всех заинтересованных сторон – пользователей и персонала библиотеки вуза. Этот процесс виден на модели СМК, основанной на процессном подходе.
В-пятых, необходимо разработать систему мер, направленных на непрерывное профессиональное развитие персонала, основанной на дифференцированном подходе к обучению. В эту систему входят несколько уровней. При обучении необходимо соблюдать следующее:
- Сочетание лекционных и диалоговых форм (непосредственное участие обучающихся: семинары, практикумы и т. д.).
- Подача материала от общего к частному, простого к сложному.
- Соответствие программы обучения уровню развития библиотекаря.
- Принятие во внимание интеллектуального уровня обучающихся.
Эффективность проведенных занятий можно оценивать путем дискуссий, обсуждений и т. д.
Обобщая анализ работы вузовских библиотек г. Белгорода и выработанных на его основе рекомендаций, необходимо отметить, что потенциал библиотек вузов недостаточно оценен самой системой высшего образования, не в полной мере определена роль вузовских библиотек в дистанционном и непрерывном образовании. По своей функциональной значимости, информационной емкости, экономической составляющей библиотеки – не “вспомогательный” ресурс вуза, а одно из ключевых звеньев образовательного процесса.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.