С момента возникновения в России в XVIII веке первых библиотек при высших учебных заведениях и до современного периода они составляют часть образовательной системы, являются подразделениями, владеющими документными фондами с целью накопления, распространения знаний и привития студентам умения наиболее быстро найти необходимую информацию.
В современном обществе знания становятся важнейшим ресурсом. Они закладывают основу для успешной работы, делают человека состоявшимся в избранной профессии. В последние годы высшее образование становится неотъемлемой частью нашей жизни. Практически во всех сферах деятельности наиболее востребован высококвалифицированный персонал, что невозможно без достойного образования. В подготовке специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью, вузовская библиотека играет важную роль, так как высокое качество образования сегодня возможно только при наличии информационного обеспечения пользователей библиотеки.
Библиотека вуза всегда являлась и является важной его частью. Она содействует научно-исследовательской работе профессоров, аспирантов, преподавателей, студентов и помогает учебному процессу. Другими словами, библиотека вуза – это первая кафедра вуза, на основе которой строится вся его деятельность, это основа жизнедеятельности высшего учебного заведения.
В настоящее время складывается новая информационная инфраструктура, и библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной составляющей. В современных библиотеках, а в вузовских особенно, происходит изменение основных приоритетов их деятельности. Процесс совершенствования системы высшего образования, растущий поток информации изменяют облик вузовской библиотеки. При этом остается неизменным ее основное функциональное назначение - информационное обеспечение учебного и научно-исследовательского процессов вуза.
В связи с переходом к информационному обществу у вузовских библиотек появляются новые проблемы. Их возникновение связанно также с общеевропейским движением, известным под названием Болонский процесс, который привлекает все большее внимание вузовской общественности.
Решение проблем вузовских библиотек на современном этапе позволит повысить эффективность библиотечных процессов и более конкретно определить перспективы их развития.
Таким образом, возникает острая потребность в рассмотрении теоретических основ функционирования вузовских библиотек, изучения их проблем и выявлении путей совершенствования деятельности. Что и определило необходимость изучения темы настоящего исследования и ее актуальность.
Проблемы работы. По нашему мнению, основные проблемы состоят в новых вызовах, перед которыми встали вузовские библиотеки с переходом высших учебных заведений к информационному обществу и вступлением Российской высшей школы в Болонский процесс, что в значительной степени меняет их деятельность.
Степень научной разработанности темы. Вузовская библиотека, как социальный институт, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных и образовательных запросов, привлекает к себе исследовательское внимание фактически со времени ее основания.
Деятельность вузовских библиотек отражена в большом числе публикаций. Однако, они, в большинстве случаев, освещают практический опыт работы и специфику отдельно взятых вузовских библиотек.
Всю имеющуюся литературу по теме исследования можно сгруппировать по следующим направлениям:
Первая группа работ посвящена изучению истории возникновения всех типов библиотек, в том числе библиотек высших учебных заведений. О деятельности вузовских библиотек с момента их появления в составе первых российских вузов говорится в трудах Б. Ф. Володина, Е. С. Ляховича, А. С. Ревушкина, А. П. Колесниковой и др. Также определенное внимание уделялось проблеме истории отдельно взятых вузовских библиотек. Этим вопросам посвящены работы М. Т. Белявского, Ю. Д. Марголиса, Г. А. Тишкина и др.
Другое направление образуют работы, уделяющие внимание проблеме выявления миссии вузовских библиотек, обоснованию философских аспектов их сущности. Размышления об этой проблеме содержатся в работах Г. Ю. Кудряшовой, И. А. Ильяевой, В. Н. Марковой, В. Г. Дригайло, В. С. Лазарева, Д. Ю. Гуреева, Л. Д. Вовка и др.
Следующее направление составляют работы, относящиеся к изучению проблем, связанных с информатизацией вузовских библиотек. О внедрении новых информационных технологий, автоматизации библиотечных процессов рассматривается в работах Г. В. Феонова, Т. В. Еременко, Ю. И. Поклада, Л. К. Сагитовой, Л. М. Федюниной, В. А. Глухова, П. Г. Буга, П. М. Пашкова и др.
Изучению влияния Болонского процесса на деятельность вузовских библиотек посвящены работы В. И Байденко, В. Б. Касевича, Г. Ю. Кудряшовой и др.
Кроме того, в литературе изучены и другие аспекты деятельности вузовских библиотек, связанные с их финансированием, комплектованием фондов, повышением квалификации сотрудников и др. Этим вопросам посвящены работы Л. Л. Батовой, Л. П. Вершининой, Р. В. Данилова, О. Б. Забелиной, Р. А. Казаковой, С. Карлсона, О. В. Чеха, О. Шкира и др.
Подводя итог анализу литературы по теме исследования, можно сделать вывод, что в отечественном библиотековедении достаточно полно представлены работы, освещающие историю первых библиотек при высших учебных заведениях, миссию вузовских библиотек. В то же время недостаточно изучены вопросы, возникающие перед библиотеками вузов в связи с новыми социально-экономическими условиями.
Объект исследования – деятельность вузовских библиотек.
Предмет исследования – вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения.
Цель работы заключается в определении путей совершенствования вузовских библиотек в связи с процессами информатизации, глобализации и вступления в Болонский процесс.
Исходя из указанной цели исследования, автором дипломной работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы функционирования вузовских библиотек.
Проанализировать деятельность вузовских библиотек г. Белгорода.
Выработать рекомендации и выявить пути совершенствования деятельности библиотек вузов г. Белгорода.
Для достижения исследовательской цели и задач дипломной работы, в качестве основных методов исследования использованы: метод библиографической эвристики – выявление источников по теме исследования; терминологический анализ - для раскрытия теоретических основ функционирования вузовских библиотек; исторический анализ - для изучения возникновения первых библиотек при высших учебных заведениях; содержательный анализ опубликованных и неопубликованных документов - для сбора сведений о деятельности вузовских библиотек; статистический анализ справочной литературы - для изучения статистических данных государственных вузовских библиотек г. Белгорода; сравнительный анализ - для сопоставления между собой показателей работы государственных вузовских библиотек г. Белгорода; социологический метод (анкетирование) - для выявления проблем вузовских библиотек г. Белгорода.
Эмпирическая основа. Основным источником для написания работы стали Федеральные законы: «О библиотечном деле», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об образовании», «ГОСТ 7. 0 – 99 (ИСО 5127 – 1 – 83) Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» и др. Кроме того, в работе использованы статистические данные о деятельности вузовских библиотек г. Белгорода, помещенные в справочной литературе.
Не менее важным источником написания работы стали результаты социологических опросов. Нами было проведено анкетирование сотрудников библиотек трех вузов: Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, Белгородского государственного института культуры и искусств и Белгородского государственного университета. На основе полученных сведений выявлены основные проблемы вузовских библиотек г.Белгорода и выработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.