Рассмотрим конструирование программы "Качество":
Первым разделом программы должен стать раздел работы с кадрами, в которой необходимо включать:
- выработку у каждого учителя правильного отношения к качеству ей работы, постоянная информация коллектива о том, как работает школа и каково ее положение среди других школ района. Информирование коллектива о состоянии улучшения преподавания и качества знаний.
Задача этой позиции состоит в том, чтобы переориентировать учителей, убедить их в том, что руководство школы серьезно относится к улучшению работы и наглядно демонстрировать коллективу любые изменения к лучшему в этом направлении.
- планирование системы мер по повышению профессионального уровня учителей. Здесь необходимо организовать через кафедры или методические секции учебу, работу по ликвидации узких мест в методике преподавания. В какой-то степени этот процесс - ядро программы качество", так как ее судьбу решают учительские кадры.
Второй раздел программы - раздел организационный:
- проведение специальных совещаний по качеству при директоре;
- в целях недопущения искусственного завышения знаний учащихся учителями необходимо спланировать тестирование учащихся на ходе (в начале года) и на выходе (в конце учебного года);
- организационные меры учащихся по работе над качеством знаний;
- организационная программа по формированию и развитию общеучебных навыков и умений на весь период обучения школьника;
-определяются меры по моральному и материальному стимулированию выполнения программы "Качество".
Третий раздел программы - осуществление управленческих воздействий.
Его задача связана с мерами по мотивации учителей на высокое качество преподавания путем правильного использования возможности ожидания достижений и вознаграждений, признание успеха, повышение престижа в коллективе и т. д. Он должен быть направлен на индивидуальную работу в своем плане. Задача состоит в том, чтобы создать коллективное управление качеством, при котором активная роль принадлежала бы самим учителям и учащимся. Работу по повышению качества необходимо рассматривать учителей, как совместную деятельность руководителя, родителей и учащихся, руководителю школы нужно быть готовым к реализации предложенных учителей согласно их практической целесообразности.
Система мер по управлению уроком должна быть тесно связана с программой "Качество", составляя ее органическую часть.
Управление этим процессом и высокое искусство внутришкольного менеджмента заключается в создании для учителей таких условий, которые заставили бы их работать с полной отдачей. Заставили именно условия, а не директор. Учителя должны осознать, что они сами должны быть теми изменениями, которые желают видеть в школе.
Работа по совершенствованию уровня развития личности связана с оценкой работы учителя, ученика и педагогического коллектива.
Учителя руководителей, если постараются оправдать доверие руководителей, если руководители найдут пути к ним, будут общаться с ними и подавать пример. Если менеджер будет безразличен к качеству, согласен на работу низкого качества, то и получит плохую работу. Сегодня школа не полностью реализует свой настоящий потенциал, останавливаясь на среднем уровне. Она не должна довольствоваться этим уровнем.
Изучение системы работы учителя возникает из самого существа учебно-воспитательного процесса. Это чрезвычайно сложный процесс. Он включает в себя организацию учителем процесса учения, воспитания и развития личности, в ходе его осуществления, осознания и накопления учащимися новых знаний, формирование умений применять эти умения на практике, формирование навыков и умений самостоятельно их добывать и т.д.
Учитель должен видеть ребенка, обеспечивать его интеллектуальный непрерывный рост, видеть каждый новый шаг в развитии его личности, находить методы воздействия, разнообразные по своей форме и характеру, соответствующих этому непрерывному росту и вновь возникающим задачам воспитания и развития.
Урок - это самая доступная для изучения системы работы педагога часть его труда. Но эту часть нельзя назвать легкой для изучения, потому что она не может полностью показать всей системы работы учителя.
Урок - завершающий этап творческого труда учителя, и дать его предыдущие этапы. Урок - решающий этап работы учителя, и изучать всю систему только на основании анализа урока нельзя.
Чтобы изучить всю работу учителя, надо изучить все компоненты, ее составляющие и систему преподавания в целом.
А. К. Маркова считает, что профессиональное самосознание означает осознание учителем методологических норм, правил своей программы, профессии, которые являются эталонами для учителя, с которыми он сравнивает себя; осознание наличия этих качеств у других людей; самооценку отдельных сторон себя, готовность действовать на ее основе.
В ходе работы постепенно руководитель может подводить педагогический коллектив к формированию школы, которая не придумывается директорами школы, а рождается в коллективе на основе развития и совершенствования работы педагогов.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.