Управление уроком - это только один из блоков более емкой и сложной системы - управления качеством.
Вопросы качества преподавания, качества знаний, уровня развития и воспитанности учащихся - вопросы особые и по- настоящему или в большинстве наших школ аппарат управления ими не занимается. Основным инструментом влияния на качество является посещение и анализ уроков учителей руководителями школ. Но при неумении большинства руководителей анализировать урок системным методом, при неумении смоделировать урок как систему перед учителем с выявлением причин, повлиявших на его конечный результат, - все это мало что дает для повышения качества.
Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, идти от руководителей школы. Большую часть времени весь аппарат управления должен уделять проблемам качества.
В школе развития показатель качества должен быть трех аспектным: уровень воспитанности личности, уровень развития и уровень ее знаний.
Сложность определения качества воспитанности учащихся заключается в не стабильности этого результата, ибо формирующая личность школьника - явление динамическое. Поэтому воспитательный результат определяется по тенденциям формирования и развития личности, в каком выражений развития может дать представление о качестве воспитательного процесса.
Занимаясь проблемой качества развития личности, необходимо уделять внимание не только развитию отношений ученика к теме или иным аспектам действительности, развитию его мышления, но и развитию речи.
Начать заниматься проблемой качества необходимо с осмысления практических его показаний в школе, с определения методов измерения качества, с выявления его вспомогательных показателей.
Очень важно не ставить перед педагогическим коллективом ограниченных целей по качеству, необходимо выйти за грани требований и потребностей, не останавливаться на достигнутом, помня, что путь к совершенствованию не имеет конца.
Необходимо сориентировать весь процесс внутришкольного управление на решение задачи качества и понять, что одним внутришкольным контролем здесь ничего сделать нельзя, контроль - это только одно из средств достижения качества, причем не самое эффективное.
Важно понять, что в основе управления качеством лежит не внутришкольный контроль, а обеспечение качества на каждой отдельной ступени учебно-воспитательного процесса каждым отдельным учителем. По существу нет такого явления, как проблема качества преподавания, качества знаний, качества развития личности, а есть проблемы квалификации учителей, качества методической работы в школе, проблемы качества процесса воспитания, проблема управления, основанного не на обнаружении, а на предупреждении.
Также есть проблема качества всего педагогического процесс а и управления им.
И еще необходимо принять за основу одно положение: качество не только внутри педагогического процесса, в каждой его клеточке, качество внутри учителя, качество- это категория нравственная и давящий внутришкольный контроль здесь бессилен, нужна индивидуальная мотивационная работа с учителем по ориентации на качество его труда, по повышению его профессиональной квалификации. Управление качеством в школе начинается с учительских кадров и заканчивается ими.
Управление, которое не дает высокого качества - не управление.
Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и прежде всего учителем и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет.
Управление качеством в школе требует коренной содержательной перестройки функции внутришкольного контроля. Совсем отказаться от функции контроля во внутришкольном управлении невозможно, так как любое ослабление контроля сразу же может негативно повлиять на качество знаний, умений и навыков учащихся.
Ослабление контроля, а тем более отказ от него сразу же создает условия для проявления таких негативных качеств личности как лень, несознательность и т.д.
Для этого необходимо формировать цели, которые были бы едиными для всех членов педагогического коллектива и воспринимались ими как свои собственные. Если человек сознательно идет к цели, контроль за его действиями может быть сведен до минимума. Но здесь необходима систематическая работа руководителя с педагогами по формированию общности лично-профессиональных и общественных целей.
Огромное значение приобретает мотивирование трудовой деятельности. Наличие осознанного мотива высокопроизводительного, качественного педагогического труда у учителя снимает необходимость роля за его деятельностью.
Немалое влияние на добросовестную работу оказывает чувство общности и коллективной ответственности членов педагогического коллектива за конечный результат работы школы в целом, которое ее руководитель должен не только формировать, но и постоянно поддерживать у всех учителей.
В основу такого, даже не контроля, а самоконтроля закладывается у каждого педагога "чувство успеха", которое руководитель должен создавать постоянно поддерживать. Это не простая задача. Ее решение требует от менеджера видеть предел возможного у каждого учителя и никогда в своих требованиях к нему не превышать этого предела, не подготовив педагога соответствующим образом. Руководитель всегда должен помнить: "Победа это жизнь и движение вперед!" С каждой победой человек как бы рождается заново. Каждое поражения - это маленькая смерть!"
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.