Контроль - не цель, а лишь одно из средств управления качеством. Качество надо не контролировать, а обеспечивать. Пока обеспечение заключается не только в формировании качества в ходе самого учебно-воспитательного процесса, но в управлении качеством еще до его начала или у его истоков:
1.Здоровье детей.
Очень важно, как это делается, еще до начала занятий в школе, путем организации специальных групп в детских садах избавить немалую часть детей от дефектов слуха, речи, зрения, создать в школе специальные классы для детей, физические недостатки которых не удалось ликвидировать на стадии дошкольного образования.
Необходимо иметь в школах квалифицированные медицинские службы, способные не только отслеживать здоровье детей, но и принимать конкретные меры для его улучшения.
2. Тесные связи преемственности между детским садом и школой.
Не случайно сегодня все чаще и чаще проявляется стремление к объединению в комплексы детских садов и общеобразовательных школ, которое снимает многие проблемы, в том числе разрешает немало проблем качества знаний.
3. Семья.
Современные родители - чаще пропитатели, а не воспитатели, - писал Ю. Рюриков в статье "Педагогическая революция: главная ступень", - они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но постоянное материнство и отцовство - это труд души и только потом труд рук".
Проблему создания "просвещенной культуры родительства" как одного из главных шагов педагогической революции одна школа не разрешит, но и снимать со счета ее огромные возможности в этом плане ни в коем случае нельзя. Уже сегодня она может сделать многое.
4. Отношения между учителями и учащимися.
Поворот школы лицом к ребенку, уважение его личности, создание максимально благоприятных условий для его способностей, постановка ребенка в центр педагогического процесса, - это сотрудничество учителя и ребенка, превращение его из ученика в учащегося. Гуманизация отношений -исток качества знаний и развития ребенка.
Огромное значение для разрешения проблемы качества в школе наряду с управлением уроком имеет разрешение таких проблем, как:
- квалификация учителей;
- связи преемственности;
- игровое обучение в начальном звене;
- методическая работа с учителями, построенная на диагностической основе и др.
Исходя из этого, можно сказать: "Качество знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и развития личности - это не проблема. Это разрешение всех проблем школьной жизни!"
Подготовка программы управления качеством:
1. Начинать надо его с создания аналитической группы, в состав которой должны войти самые опытные, неординарно мыслящие, приверженные идеям изменения положения дел в школе преподаватели. Во главе группы - директор школы.
2. Вначале группа в общих чертах определяет для себя фактические показатели качества знаний, уровня воспитанности, сформированности общеучебных навыков и умений. Расклассифицировать эти показатели по звеньям и по предметам. Это большая и трудоемкая работа, к которой необходимо привлечь всех членов педагогического коллектива.
3. Далее группа может приступить к составлению плана анализа положение дел в школе, самого тщательного и широкого.
В ходе анализа необходимо выяснить западающие стороны в методике каждого преподавателя и связанные с ними проблемы в знаниях учащихся.
Это чрезвычайно важно, так как выводы из анализа должны лечь в основу программ работы школ качества.
4. После осуществления анализа его данные обобщаются в докладе руководителя школы, который тоже должен быть тщательно подготовлен.
Задачей такого доклада является вскрытие истинного положения дел с качеством педагогического процесса. Работа такого педагогического совета должна заканчиваться принятием решения в разработке программы качество", утверждением ее целей и задач.
5. Одновременно аппарату управления школой важно формировать общественно-педагогическое мнение вокруг проблемы качества, подготавливая коллектив к восприятию того материала и выводов, которые будут сделаны на педагогическом совете. Задача такой работы: повернуть учителя лицом к задаче качества! Далее эта работа должна вестись постоянно и набирать темп по мере реализации процесса.
Джеймс Харрингтон, американский специалист по вопросам управления качеством, писал: "Руководители - это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей." Об их успехах судят не по тому, что они делают, а по тому, как они вдохновляют на работу других.
Руководители, которые учитывают только фактические возможности свих подчиненных, не получают от них ничего большего, тогда как руководители, которые учитывают потенциальные возможности своих подчиненных, способствуют творческому росту и раскрытию их потенциала. Как руководители, мы должны убедить своих подчиненных в том, что они могут работать лучше. Мы должны ждать от них больших результатов и помогать им в решении задач, способствующих расширению их должностей". Задача смены ориентации педагогического коллектива в одну сторону повышения качества и результатов его труда - задача, которую менеджер их на минуту не должен упускать из виду своей управленческой деятельности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.