За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.
Урок является составной частью учебно-воспитательного процесса, все самое важное и главное для школьника совершается на уроке. И если директор школы, его заместитель не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умений и моральной культуры.
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
Только на уроке руководитель школы может составить на представление о том:
- каковы отношения учителя с учащимися;
- глубоко или поверхностно знает он свой предмет;
-как он мотивирует позитивную деятельность своих учеников;
- обеспечивает ли он доступность, качество и эффективность
образования.
Под педагогическим анализом понимается функция управления по изучению тенденции развития на объективную оценку результатов педагогического процесса и упорядочению системы или перевода ее в более высококачественное состояние.
Цель анализа урока - обеспечение глубины познавательного аспекта внутришкольного управления как важного фактора эффективности этого процесса.
Анализ проводится по определенным принципам:
- объективности - это общенаучный метод. Требует учета не только качественной его определенности, как некоей целостности, но и его необходимый характер причинно-следственных связей является основой для распознания причины в процессе анализа урока;
- развития - конкретная форма процесс а, в которой связи получают свое особое закономерно обусловленное в пространстве и времени, целостное существование;
- человекоцентризма - методологическая основа, базисная установка школы развития.
Суть анализа, можно выразить в следующих установках:
- вначале человек, а потом дело, которому он служит;
- каждый учитель - источник творческого вклада в дела школы;
- интенсивности - анализируя урок, руководитель должен активно мыслить, вскрыть перед учителем сущность проведенного им урока, выявить присущие ему свойства и связи. Одним из требований принципа выступает необходимость в процессе движения познания к сущности творческого преобразования, чувственных данных, полученных в ходе наблюдения за уроком;
- индивидуальный подход - нельзя подходить ко всем педагогам с одной и той же меркой. Анализ урока является сильнейшим инструментом индивидуального подхода. Индивидуальный подход в ходе анализа урока требует от субъекта анализа такта, выдержки, терпения, ориентации на психоаналитическую оценку поведения и деятельности педагога;
- воспитательного воздействия, - организация и проведение анализа урока должны представить воспитательные цели. В процедуре анализа урока необходимо воспитать и формировать правильное отношение учителя к детям. Процесс анализа урока таит в себе огромные воспитательные возможности;
- целенаправленного планирования - организация и проведение любого педагогического явления и процесса должны быть обязательно спланированы и подчинены определенной цели.
Такова система принципов анализа урока, в которой принципы прямо или косвенно связаны друг с другом и взаимодействуют.
Применение того или иного принципа в каждом конкретном случае определяются целью, объектом, глубиной и программой анализа.
Важно определить задачи посещения и анализа уроков.
Во-первых, ознакомительные. Руководитель школы знакомится с работой учителя, его научной и методической подготовкой, уровнем его мастерства, стилем работы.
Во-вторых, контролирующие. Администратор - государственный, инспектор, он проверяет выполнение требований стандартов программ, уровень теоретических и практических знаний учащихся, воспитательную работу и принимает необходимые меры.
В-третьих, оказать своевременную методическую помощь учителям, вовремя указать на ошибки и наметить пути совершенствования педагогического мастерства.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты анализа урока как вида управленческой деятельности администрации школы.
Объектом исследования, является процесс анализа уроков.
Предмет исследования: содержание анализа уроков
Гипотеза исследования: процесс анализа уроков будет более эффективным при постоянном усовершенствовании системы управления качеством урока.
Задачи исследования:
1.Иучить научно-методические требования к современному уроку.
2. Рассмотреть процесс анализа и видов анализов уроков.
3. Определить основные направления модернизации системы управления качеством урока.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.