В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.
Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:
умение думать;
собирать информацию;
анализировать;
принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию.
Особое место в решении этой проблемы принадлежит занятиям кружков на базе учебных мастерских в образовательной области “Технология”, поскольку именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.
Проектирование и конструирование – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время проектирование и конструирование получили широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Основная цель проектирования и конструирования – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть проектирования и конструирования на занятиях кружка заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектирования и конструирования является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Предложим некоторые методические рекомендации по обучению кружковцев проектированию и конструированию на примере гравировальной машины.
Гравирование - древнейший способ обработки материала резанием. С камня, кости, дерева или металла резцом, направляемым рукой мастера, снимаются частицы материала, и следом на поверхности возникает изображение. С самых истоков в характере резьбы наметились для основных подразделения - плоскостное гравирование и рельефная обронь. Первое означает, что изображение выполнено углубленными линиями на плоскости. Второе - выпуклую резьбу, в старину на Руси ее называли "обронь", или "обронная работа". Это название пошло от слова "обирать" (убирать) фон.
Гравированные изделия из дерева выглядят эффектно и благородно. Результат гравировки зависит от твердости дерева – от светлого до почти черного.
При гравировании стекла с поверхности удаляется тонкий слой и изображение приобретает матовый оттенок «белого инея». Хорошо поддается гравировке акрил – светопропускающий полимерный материал.
Гравировальная машина предназначена для выполнения гравировальных работ на плоскости и по объему с использованием соответствующих объемных моделей. На гравировальной машине может производиться гравирование различных фасонных профилей, орнаментов, узоров, надписей и т.п. Гравирование на машине осуществляется вручную с помощью перемещения ощупывающего пальца по контуру. При гравировании изделий, не подвергавшихся ранее термической обработке, наибольшее применение нашли резцы, изготовляемые из быстрорежущей стали Р18, поскольку режущая кромка резца (фрезы) из этой стали в критический момент лишь тупится, но не крошится, что весьма важно при исполнении граверных работ, так как затупившийся резец можно заточить, не вынимая из цанги, и продолжить работу.
Чистота обработки гравируемых углублений в металле прямо зависит от скорости его резания. Чем больше частота вращения шпинделя, тем лучше чистота обработки металла. Однако при гравировании стальных поверхностей режущая кромка быстровращающегося резца тупится. Для увеличения износостойкости граверных резцов из стали Р18 их подвергают обработке парами жидкого азота, а также смазочной композицией "Эпилам".
На первом занятии необходимо объяснить ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Познакомить с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучить тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем познакомить учащихся с устройством гравировальной машины, правилами ее эксплуатации, правилами техники безопасности во время работы, требованиями к изделию, пояснительной запиской, определить порядок защиты проекта. Учащиеся должны познакомиться с ранее выполненными проектными работами.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.