Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.
Занятия в школьных кружках формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Занятия в кружке играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, т. к. позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
На базе учебных учреждений должны быть созданы школьные учебные мастерские, выполняющие обучающие функции, обеспечивающие производство различных изделий с участием школьников. Производство изделий на занятиях кружка во внеурочное время позволит обеспечить ознакомление обучающихся с общими принципами технологий, с экономикой и организацией производства, реализацией готовой продукции, формированием умений адаптироваться к различным социально-экономическим условиям и производственной среде.
На занятиях кружка в школьных мастерских можно проектировать и конструировать различные машины, увеличивающие производительность и облегчение физического труда человека. В некоторых случаях машина может заменять человека не только в его физическом, но и в умственном труда. Так, например, ЭВМ заменяют человека или помогают ему в проведениях необходимых математических операций. Информационные машины обрабатывают большое количество заложенной в них человеком информации и дают ему необходимые сведения. Таким образом, понятием машины охватывается большое число самых различных объектов, применяемых человеком для своих трудовых и физических функций.
В настоящее время широко используются всеразличные торцовочные станки, как в металлообрабатывающей промышленности, так и в деревообрабатывающей промышленности. Но все эти станки достаточно габаритных размеров, а также соответственно все они дорогостоящие. На занятиях кружка в школьной мастерской можно разработать конструкцию из подручных материалов механической гравировальной машины, предназначенной для гравировки на разных материалах.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских».
Цель исследования – разработать методические рекомендации по обучению кружковцев по проектированию и конструированию на примере гравировальной машины.
Объект исследования – процесс организации кружковых занятий по проектированию и конструированию изделий на базе учебных мастерских.
Предмет исследования – методические рекомендации по обучению кружковцев проектированию и конструированию.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа методической литературы рассмотреть особенности организации кружковых занятий на базе школьных учебных мастерских.
2. Разработать проектирование дополнительного оборудования учебной мастерской для кружковых занятий.
3. Разработать рекомендации по технологии изготовления дополнительного оборудования гравировальной машины.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.