В результате исследования связной речи в группе выявлены дети с высоким уровнем развития речи (20%), возросло количество детей со средним уровнем - 50%, количество детей с недостаточным уровнем развития речи сократилось и составило 30%. Детей с низким уровнем не выявлено. В группе стали преобладать дети со средним уровнем развития связной речи (рис.7).
Рис.7 Уровень развития речи у детей-дошкольников с логопатией после эксперимента
Рис.8 Динамика развития речи у детей-дошкольников с логопатией
Из диаграммы на рис.8 видим, что в группе произошли значительные изменения в развитии и активизации связной речи у всех детей.
Дети с высоким уровнем развития связной речи (20%) пересказ составляют самостоятельно, полностью передают содержание и последовательность изложения. Рассказ на тему составляют самостоятельно, он соответствует по содержанию предложенной теме, доведен до логического завершения. У этих детей изначально уровень развития связной речи был близок к высокому.
Дети со средним уровнем активизации связной речи (50%) составляют пересказ с некоторой помощью, в рассказе по серии сюжетных картинок достаточно полно отражено содержание картинок, но бывают пропуски отдельных моментов действия, в рассказе-описании отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка последовательности). В рассказе на тему прослеживаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Дети данной группы до эксперимента имели недостаточный уровень развития активизации связной речи.
Дети с недостаточным уровнем активизации связной речи (30%) для пересказа используют помощь взрослых, которые задают повторные наводящие вопросы, при рассказе по серии сюжетных картинок у детей нарушена связность повествования, рассказ-описание они составляют с помощью наводящих вопросов, в котором не отражены некоторые существенные признаки предметов. Такой уровень развития связной речи обнаружили дети с низким уровнем после проведения с ними речедвигательной гимнастики.
Результаты повторной диагностики связной речи детей с ОНР после проведения предложенных занятий подтверждают, что применение речедвигательной гимнастики в некоторой степени повлияло на речевую патологию - отмечены положительные тенденции в коррекции речи
Заключение:
Для проверки рабочей гипотезы нами обследованы 10 дошкольников, посещающих "Специальный Центр развития детей "Гармония". Оценены некоторые показатели физического развития (сила кистей, статическое равновесие, жизненная емкость легких) и их динамика под влиянием речедвигательной гимнастики.
В результате проведённого эксперимента с применением речедвигательной гимнастики получены достоверные результаты улучшения не только физической подготовленности детей с речевой патологией, но и отмечаются положительные тенденции в коррекции речи.
Некоторые исследователи рассматривают "кисть как орган речи" [21], и отмечают важность взаимосвязи степени развития моторики кисти рук и уровня развития речи. Поэтому достоверные изменения силы кисти рук и переход к плавной слитной речи свидетельствуют об эффективности примененной речедвигательной гимнастики.
Слабая динамика показателей статической координации связана не только с возрастными особенностями дошкольников, но и с наличием у детей данной группы речевой патологии, которая выражается в нарушениях общих движений, координации, переключаемости. Однако, координация движений стала приобретать четкость.
Недостоверность положительных сдвигов в показателях жизненной емкости легких объясняется коротким периодом применения предложенного комплекса, так как только через 6-7 месяцев после начала систематических интенсивных занятий ЖЕЛ становится больше, и то у юных спортсменов, занимающихся аэробными видами спорта.
Предложенный нами комплекс речедвигательной гимнастики способствовал снижению расхождения в моторике и речи, а также способствовал переходу к плавной, слитной речи.
Следовательно, задачи нашего исследования разрешены: определены специфические особенности развития двигательной сферы дошкольников с логопатологией, коррекционное значение физических упражнений в структуре занятий речедвигательной гимнастикой.
Решением поставленных задач цель нашего исследования достигнута.
Анализ научно-методической литературы показал, что речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей, а роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.