Наиболее важной классификацией по форме вопросов является деление их на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытый вопрос предоставляет респонденту право формулировать ответ так, как он считает нужным. Закрытые вопросы позволяют однозначно интерпретировать ответ. Однозначность ответов на закрытые вопросы (и в этом преимущество последних) позволяет легко их интерпретировать в ходе обработки. В последнее время все шире применяется третий тип вопросов – полузакрытый. В сущности, это закрытый вопрос с перечнем возможных ответов, в котором имеется добавочный пункт типа «другое», что позволяет респонденту указывать неучтенные исследователем варианты ответа.
Задача опроса – спросить и получить ответ. Но это не просто даже в обыкновенной беседе со знакомым человеком. Здесь же предстоит разговаривать на достаточно сложные темы с множеством незнакомых людей, не обязательно желающих общаться. Тому, кто спрашивает, необходимо знать, что именно спросить, он должен постараться, чтобы в процессе разговора они правильно поняли друг друга.
Анкетирование – это письменный опрос, при котором респондентам предлагается система вопросов. В этом случае исследовательским документом является анкета, которую заполняет респондент. Анкетирование позволяет получить значительный объем информации.
Достоинствами анкетирования являются: массовость (позволяет охватить достаточно большую группу респондентов), быстрота получения сведений и небольшие затраты на его проведение. Анкетный метод в большей мере позволяет обеспечить количественное истолкование полученных данных и сопоставимость результатов. Возможность отобразить эмпирический материал в численной форме зачастую заставляет исследователя избрать именно этот метод.
Беседа помогает выявить отдельные индивидуальные качества личности, общий уровень его интеллектуальной познавательной и творческой деятельности, характер и содержание интересов, стремление к самостоятельному приобретению знаний, отзывчивость, восприимчивость к помощи взрослого.
Интервьюирование – это устный опрос по заранее подготовленным вопросам. Этот метод позволяет установить личный контакт с опрашиваемым. Интервьюер задает вопросы, интервьюируемый отвечает. При этом методе меньше вопросов остается без ответа.
Специфика задач исследования определяется его объектом – условиями развития творческих способностей учащихся. Задачи исследования обладают рядом особенностей, затрудняющих работу с этим видом первоисточников.
Предмет и объект, цель исследования определяют логику его выполнения. В соответствии с компонентами научного исследования избраны методы сравнения и анализа документов и методы опроса.
Методы сравнения и анализа документов позволяют выявить, проанализировать и обобщить новые явления, тенденции и закономерности современного развития творческих способностей учащихся в контексте культуры.
Метод анкетирования позволяет получить материал о субъективных потребностях личности во взаимодействиях личностью с культурной средой, культурным пространством, о наиболее предпочтительных способах развития творческих способностей учащихся, выявить место и роль педагога в развитии творческих способностей учащихся; выявить уровень развития творческого потенциала школьных педагогов и зависимость уровня развития творческого потенциала педагогов от участия в педагогических инновациях и эксперименте.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.