Следовательно, взаимодействие систем «Культура» и «Творчество» осуществляется через творческую личность – субъект культуры, а творчество является механизмом саморегуляции взаимодействия со средой.
Чтобы построить модель развития творческих способностей в контексте культуры, необходимо ввести понятия «модель культуры личности», «модель культурного пространства» и «культурологическая модель личности».
Под культурологической моделью личности мы понимаем модель, построенную на рефлексии личностью взаимодействия с культурным пространством, модель исследования личностью культурного пространства, его закономерностей и границ и проектирование последующего взаимодействия. Культуросообразное развитие творческих способностей личности – это формирование ее культурологической модели.
Место педагога в развитии творческих способностей личности – это участие в формировании культурологической модели учащегося.
Модель развития творческих способностей в контексте культуры требует конкретизации относительно временных и пространственных рамок. Чтобы определить особенности модели развития творческих способностей необходимо выделить тенденции разработки проблемы развития творческих способностей в исследованиях ученых и тенденции реализации модели развития творческих способностей.
С точки зрения выделенной на основе анализа теоретических источников ведущей тенденцией смещения образования к эпицентру культуры, опираясь на модель развития творческих способностей в контексте культуры, выявлена возможность нового подхода – переход к культурологическим основам образования.
Научное познание начинается и всегда сопровождается решением проблем, поэтому прогресс представляет собой непрерывный процесс решения возникающих проблем. Их классификация может производиться по разным основаниям: различают теоретические и эмпирические, общие и частные, фундаментальные и прикладные проблемы. Назначение проблем состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появившуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.
Проблемная ситуация
Проблема исследования заключалась в выявлении несогласованности принципов развития творческих способностей учащихся с существующей системой образования и культурным контекстом, а за счет этого и снижения эффекта от внедрения инноваций в практику образования.
Гипотеза исследования. Решение проблемной ситуации заключается в поиске путей оптимизации развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза настоящего исследования. Эффективная реализация модели развития творческих способностей учащихся, нацеленная на удовлетворение культурологических потребностей личности, возможна при выполнении следующих условий:
1) оптимизация образовательного процесса;
2) профессиональной ориентации учащихся;
3) переподготовки педагогов, реализующих новые подходы в образовании.
Проблемность научных исследований связана с такими понятиями, как «объект и предмет исследования». Объект исследования представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в конкретном понятии, и определяется как область научных изысканий исследовательской работы.
Объектом исследования являются реальные условия развития творческих способностей личности в системе образования.
Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы исследования. Предмет исследования – это наиболее важные свойства, стороны и особенности объекта, которые подлежат изучению.
Предметом данного исследования являются современные тенденции развития творческих способностей учащихся.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.