Этот метод позволяет оценить полезность документа.
Проблемно-мотивационный анализ. Текст документа рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации. В ходе анализа нужно определить истинную цель документа, какие последствия он принесет и т.п.
Контент-анализ. Использование этого метода предполагает предварительное проведение анализа на предмет выявления проблем, признаков событий и их градаций с тем, чтобы, опираясь на эти факты, установить частотными методами главные цели, преследуемые авторами анализируемого документа, а также методы достижения этих целей.
Функция контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. Вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но и узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, или отметить, настойчивое повторение в тексте каких тем или употребление каких формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживается и определенным образом интерпретируется исследователем.
Методами изучения развития творческих способностей учащихся избраны методы опроса. В ряду исследовательских методов, позволяющих проникнуть в сознание и психику людей, опрос является одним из основных. Главная причина популярности методов опроса – универсальность. Используя их, можно получить разнообразные сведения о конкретных фактах, процессах или явлениях, представляющих интерес для исследователя, в том числе и о мотивах, планах, ориентациях, то есть тех явлениях, которые фактически невозможно зафиксировать с помощью других методов. Методы опроса позволяют получить не только фактическую, но и прожективную информацию – о возможных переменах, которые, вероятнее всего, произошли бы в изменившихся условиях. Вместе с тем опрос помогает установить реакцию опрашиваемого лица на действия, участником или свидетелем которых он является, что помогает дать им всестороннюю оценку. Различают 2 основных вида опроса: письменный – анкетирование и устный – интервьюирование. Вид опроса избирается в зависимости от назначения получаемых сведений.
В основе и того, и другого метода лежит определенный набор вопросов по исследуемой проблеме – анкета, вопросник, опросник. Опросник должен быть составлен так, чтобы у респондента не возникло искушение дать ложную информацию. Например, «опасными» являются вопросы, ответы на которые могут выставить опрашиваемого в неприглядном виде, не соответствующим нормам и ценностям его социальной среды.
По функциональному признаку вопросы делятся на основные и вспомогательные. Основные вопросы предназначены только для получения фактологической или мотивационной, оценочной информации, которая либо может подтвердить, либо опровергнуть выдвинутые гипотезы исследования. Иную функцию выполняют вопросы, отнесенные к вспомогательной группе. Их основное назначение – отсев некомпетентных лиц и проверка искренности опрашиваемых. В зависимости от содержания основного вопроса принято различать вопросы-фильтры и отсеивающие вопросы. Вопросы-фильтры предшествуют основным фактологическим вопросам. Отсеивающие вопросы выполняют ту же функцию, что и вопросы-фильтры, но касаются не фактологической информации, а сведений о планах, оценках и т. д. Их роль представляется более важной, поскольку ответы на такие вопросы довольно часто оказываются малодостоверными, поэтому здесь особо важен отсев некомпетентных лиц.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.