Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Страница 3

Таким образом, в практике и научной литературе нет однозначного определения термина, обозначающего людей с высокими способностями. В русском языке встречаются понятия «способный», «отличный ученик», «одаренный», «даровитый», «талантливый», «проявившийся», «гениальный». Разграничение этих понятий в некоторых случаях трудноуловимо или недостаточно обосновано и лишь в общем выражает степень развития способностей в их проявлении и широте охвата. Из теоретического анализа названных определений было установлено, что они либо отождествляются, либо в значительной степени перекрываются. Наблюдается условность в употреблении некоторых из них, проистекающая из различных критериев. Содержательно и логически между ними имеются значительные пересечения и взаимосвязь, затрудняющая их разграничение.

Можно было бы говорить об эволюции в содержании понятия, которым определяются люди со способностями среднего уровня, при котором сначала в понятие включают только интеллектуальные характеристики, а в следующих этапах присутствие творческих способностей становится существенным и неизменным, до отождествления одаренности со способностью к творчеству, то есть признание творческих способностей как существенной характеристики одаренной личности.

Основные направления разработки проблемы творческих способностей наиболее четко обозначены в работах А. М. Матюшкина, исследователей Н. С. Лейтеса, В. М. Теплова, В. А. Крутецкого и др.

Нужно принять факт, что всякий ребенок имеет специфическую одаренность, свой неопределенный минимум.

Специфическая одаренность у всякого индивида есть центр, около которого интегрируется его индивидуальность.

Одаренность прокладывает мост между природными и социальными измерениями индивидуальности.

Роль педагога – помочь всякому определить свои способности и направить его на постижение собственного максимума.

На основе анализа научной литературы по исследованию проблем творчества мы предположили, что под творческими способностями исследователи понимают качества личности, способствующие проявлению ее одаренности как индивидуальности, уникальности. Следовательно, насколько личность обладает творческими способностями, настолько она способна развиваться в определенном контексте и творческие способности являются проявлением культуросообразного существования личности.

Развитие творческих способностей строится на основе саморегуляции личностного взаимодействия со средой. Способность к творчеству является механизмом этого взаимодействия: во-первых, нестереотипное индивидуальное восприятие внешнего воздействия; во-вторых, стремление преобразовать, оптимизировать это взаимодействие уникальными средствами, присущими и выработанными данной личностью, в некоторых случаях даже запретная реакция от этого взаимодействия выражается в акте творчества.

Как элементы, составляющие систему «Культура» выделяются субъекты культуры и продукты культуры.

Субъекты культуры творят и воспроизводят культуру, то есть обладают творческими способностями и творческим сознанием, проявляя эти качества во взаимодействии с пространством культуры при воспроизводстве продуктов культуры, как результата этого взаимодействия, выражаемого в конкретной предметной и логической форме.

При воспроизводстве информации, текста, продуктов культуры нами выделены два момента: акт восприятия (умения воспринимать и обрабатывать) и передачи (умения воспроизводить при использовании). Оба момента могут быть инновационными, так как при восприятии информации мы учитываем момент соавторства с автором текста, и то, что при воспроизводстве каждый использует собственный арсенал воспроизводящих средств, который также носит характер новизны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru