Педагогические условия для творческого развития личности

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка и подростка, многие выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что еще никем не было сделано, что до тебя еще не существовало; сделать это по-новому, по-своему, лучше! Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление идти вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..»

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Только нельзя смеяться над такими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они нам не казались. Это было бы самой большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние, и, потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления даже свидетельствует тот факт, что значительная часть научно-технических проблем изначально выдвигалась искусством, а уже затем, часто через столетия, решалась наукой и техникой.

Не существует такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И, когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, нельзя забывать о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Объектом данного исследования являются реальные условия для развития творческих способностей учащихся. Предмет исследования – педагогические условия для творческого развития учащихся.

В качестве основного было выдвинуто предположение о том, что в стратегии развития творческих способностей личности ведущей является тенденция усиления культурологического подхода в образовании, что находит отражение в раскрытии творческих способностей личности при ее умении рефлексировать социо-культурный контекст и в наличии у нее собственной культурологической модели, способствующей творческому самоопределению.

Цель исследования: выяснить эффективные подходы развития творческих способностей в контексте современных тенденций развития образования.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать необходимость введения культурологического аспекта в исследование развития творческих способностей личности.

2. Разработать теоретически педагогическую модель развития творческих способностей в контексте культуры.

3. На основе системного анализа выделить тенденции развития творческих способностей в контексте совершенствования современной системы образования.

4. Выделить роль и место педагога в процессе самоопределения учащегося в учебной и трудовой деятельности.

Работа состоит из 3-х глав. В первой главе «Современные тенденции разработки проблемы развития творческих способностей в исследованиях ученых» на основе первоисточников формулируются основные понятия данного исследования, изучается взаимодействие систем «Культура» и «Творчество», строится модель развития творческих способностей в контексте культуры, выделяются тенденции разработки проблемы развития творческих способностей в исследованиях ученых, позволяющих выявить иерархию тенденций развития образования. Вторая глава посвящена вопросам методологии и методики, содержит описание объекта, предмета, цели и задач, методов исследования. В третьей главе рассматриваются тенденции реализации педагогических условий для развития творческих способностей личности.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru