2. В ходе формирующего эксперимента для решения задачи обеспечения полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), формирования позиции читателя использовался ведущий метод обучения, чтение - рассматривание. Основой проявления данного метода это логика восприятия книги.
3. После внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика учащихся. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников. Проведение эксперимента было направлено на установление уровня сформированности у первоклассников навыков самостоятельной работы с книгой. Проводилась проверка навыка чтения вслух. Учащимся обеих групп предлагался для чтения отрывок из произведения М.Пришвина «Лисичкин хлеб».
После прочтения текста детям предлагались вопросы и задания Результаты проверки учащихся контрольной группы остались практически без изменений, в то время как в эксперементальной группе скорость чтения значительно возросла. Так, у 25% учащихся наблюдается высокий уровень навыка чтения, у такого же количества детей- уровень выше среднего. Средний уровень отмечен у 50% первоклассников эксперементальной группы, низкого уровня не зафиксировано.Также проводилась итоговая проверка сформированности читательской деятельности. В результате высокого уровня нет, достаточного тоже, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Достаточный и низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.
Апробируя пути повышения уровня развития читательской самостоятельности учеников, мы придерживались существующей в настоящее время организационно-методической системы учебы школьников – читателей, но для решения проблемы мы дополнительно проводили оптимизацию учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения. Это требовало осознанного выбора таких методов учебы, которые при данных условиях обеспечивали бы максимально возможную эффективность развития читательской самостоятельности при рациональных затратах времени.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные методы по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения способствуют росту уровня читательской самостоятельности детей, развивают их интерес к чтению, позволяют детям значительно лучше адаптироваться в учебном процессе и знакомить их с миром книг.
Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-воспитательного процесса, существует множество причин по которым дети не получают навык чтения в достаточном уровне. В связи с этим мое исследование посвящено актуальной проблеме «Формирование читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения в первом классе».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.