Из основной цели внеклассного чтения вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:
× обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
× работать над навыком чтения;
× формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
× включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
× расширять круг чтения младших школьников.
В ходе формирующего эксперимента, направленного на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения ведущим методом обучения выступил метод чтения-рассматривания. По мнению Е.Бугрименко, основой проявления данного метода является аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят. Смотрят:
1) до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение;
2) в процессе чтения, чтобы, ориентируясь на шрифт, рисунки и т.п., выделить главное, а с помощью сносок и иллюстраций не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного и т.п.;
3) после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного, выводов, к которым читатель пришёл сам.
В этих трёх ступенях познания заложена логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг. Как считает Г.Боразнова, данная логика определяет путь познания содержания, а точнее опыта, заключённого в книге, т.е. ведущий метод восприятия книги.
Так, например при чтении сказок о дружбе настоящей и мнимой в 1 классе для решения задач по ориентировке в детских книгах, была организована работа с выставкой книг у доски (Маршак «Сказка о глупом мышонке»; Л.Толстой «Три медведя»; Чуковский «Тараканище»; «Лисичка-сестричка и волк», рус. нар. сказка). Во время выставки детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Что мы будем сегодня читать? (сказки)
- Почему вы так думаете? (в книжках на обложке выделяется слово сказка, сказочная иллюстрация).
- Вы будете читать ту книгу, в которой несколько сказок. Какая это книга? («Лисичка-сестричка и волк»)
При выявлении и оценке качества самостоятельного чтения- рассматривания книги мы интересовались:
- Как называется книга, которую вы читали и рассматривали?
- Сколько в ней сказок?
- Какую сказку вы прочитали?
- Кто написал эту сказку? О чём она?
- Что в сказке непонятного?
- Что вы думаете про волка? А про лису?
- Какие ещё сказки про лису вы знаете?
Беседа на уроках внеклассного чтения, как считает С.Костромина – это методическое средство, позволяющее учителю, во-первых, слить воедино все части занятия, подчинив их общей цели, и, во-вторых, придать каждой части занятия избирательный характер, предельно соответствующий задаче, которая решается.
Для увеличения темпа чтения первоклассников были использованы следующие упражнения.
1. Многократное прочтение:
а) учителем;
б) учеником.
2. Молния (чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»).
3. Чтение «Слоговичков» (с помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно).
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.