Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Новое об образовании » Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения » Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Страница 1

Из основной цели внеклассного чтения вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

× обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

× работать над навыком чтения;

× формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

× включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;

× расширять круг чтения младших школьников.

В ходе формирующего эксперимента, направленного на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения ведущим методом обучения выступил метод чтения-рассматривания. По мнению Е.Бугрименко, основой проявления данного метода является аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят. Смотрят:

1) до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение;

2) в процессе чтения, чтобы, ориентируясь на шрифт, рисунки и т.п., выделить главное, а с помощью сносок и иллюстраций не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного и т.п.;

3) после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного, выводов, к которым читатель пришёл сам.

В этих трёх ступенях познания заложена логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг. Как считает Г.Боразнова, данная логика определяет путь познания содержания, а точнее опыта, заключённого в книге, т.е. ведущий метод восприятия книги.

Так, например при чтении сказок о дружбе настоящей и мнимой в 1 классе для решения задач по ориентировке в детских книгах, была организована работа с выставкой книг у доски (Маршак «Сказка о глупом мышонке»; Л.Толстой «Три медведя»; Чуковский «Тараканище»; «Лисичка-сестричка и волк», рус. нар. сказка). Во время выставки детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

- Что мы будем сегодня читать? (сказки)

- Почему вы так думаете? (в книжках на обложке выделяется слово сказка, сказочная иллюстрация).

- Вы будете читать ту книгу, в которой несколько сказок. Какая это книга? («Лисичка-сестричка и волк»)

При выявлении и оценке качества самостоятельного чтения- рассматривания книги мы интересовались:

- Как называется книга, которую вы читали и рассматривали?

- Сколько в ней сказок?

- Какую сказку вы прочитали?

- Кто написал эту сказку? О чём она?

- Что в сказке непонятного?

- Что вы думаете про волка? А про лису?

- Какие ещё сказки про лису вы знаете?

Беседа на уроках внеклассного чтения, как считает С.Костромина – это методическое средство, позволяющее учителю, во-первых, слить воедино все части занятия, подчинив их общей цели, и, во-вторых, придать каждой части занятия избирательный характер, предельно соответствующий задаче, которая решается.

Для увеличения темпа чтения первоклассников были использованы следующие упражнения.

1. Многократное прочтение:

а) учителем;

б) учеником.

2. Молния (чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»).

3. Чтение «Слоговичков» (с помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru