Отразим процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся первого класса в рисунках.
Рис. 2.8 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся контрольной группы.
Рис. 2.9 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся экспериментальной группы.
Как видно из рисунков 2.8 и 2.9, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные методы по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения способствуют росту уровня читательской самостоятельности детей, развивают их интерес к чтению, позволяют детям значительно лучше адаптироваться в учебном процессе и знакомить их с миром книг.
Апробируя пути повышения уровня развития читательской самостоятельности учеников, мы не имели целью отказ от существующей в настоящее время организационно-методической системы учебы школьников - читателей. Решение проблемы мы видели прежде всего в оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения. Это требовало осознанного выбора таких методов учебы, которые при данных условиях обеспечивали бы максимально возможную эффективность развития читательской самостоятельности при рациональных затратах времени.
1. В ходе экспериментального исследования с целью выяснения состояния развития читательской самостоятельности первоклассников были проведены наблюдения за деятельностью школьников на уроках внеклассного чтения, наиболее оптимальными методами будут выступать: беседа, чтение (самостоятельное) вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание, умение работать с книгой.
В ходе работы с учащимися проводились беседы, а также осуществлен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности читательской самостоятельности первоклассников.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента нами было выявлено четыре уровня по которым можно судить о сформированности у учащихся первого класса читательской самостоятельности. В контрольной группе с высоким уровнем 8,3%,средний 66,7%, а с низким 25%. В экспериментальной группе с высоким 50%, средний 25%, низкий 25%. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников не отвечает требованиям. В итоге смогли самостоятельно применить такие самые распространенные приемы, как пользование содержанием в конце книги, 8,3% учеников; нахождение книги по внешним и внутренним признакам -16,7% .составление плана прочитанного-16,7%, оформление карточки на прочитанную книгу-8,3% школьников.
Таким образом, определение уровня сформированности читательской самостоятельности первоклассников в ходе констатирующего эксперимента позволила сделать вывод о необходимости внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.