Духовное возрождение народа невозможно представить без животворного влияния родной литературы на формирование основ национального сознания, ведь литература - один из активных факторов общественного воспитания.
Изучение особенностей влияния искусства слова на формирование личности имеет давние традиции: эти проблемы частично рассматривались еще в трудах Платона, Аристотеля, Плутарха. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует, что предметами исследований ученых были: роль художественных произведений в развитии личности (Г. Бахтин, Ф. Бугайко, Г. Нечкина, Г. Рыбникова, В. Сухомлинский); психофизиологические особенности восприятия художественных явлений (Л. Выготский, Н. Лейтес, О. Леонтьев, Н. Молдавская, О. Никифорова); воспитание культуры чтения (С. Поварнин, О. Примаковский, Г. Рубакин, Н. Чепелева). Проблемы становления методики классного и внеклассного чтения нашли отображение в трудах К. Ушинского, В. Водотележной, В. Стоюнина, В. Острогорского, В. Шереметьевского, Г. Бунакова, Г. Корфа, Т. Лубенця и др.
Весомым вкладом в обоснование содержания и методов внеклассного чтения в школе стали исследования отечественных ученых О. Мазуркевича, Н. Волошиной, Е. Пасечника, В. Недилька, Б.Степанишинаи др. Однако проблемы освещены лишь частично.. Отдельные важные аспекты этой проблемы отображены в научных трудах отечественных ученых О. Савченко, Н. Скрипченко, М. Наумчук и др. В работах этих авторов определяются первоосновы литературного образования в начальном звене школы, обосновываются основные требования к внеклассному чтению, рассматриваются пути совершенствования уроков классного и внеклассного чтения в их взаимосвязи. Определенный научный интерес представляют труды ученых Н. Светловской, О. Джежелей, в которых рассматриваются особенности воспитания читателей школьников.
В то же время анализ литературы свидетельствует, что такой важный аспект методики внеклассного чтения, как развитие читательской самостоятельности первоклассников, не нашел надлежащего отображения в научных трудах. Поскольку именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального и духовного развития личности. Проблема развития читательской самостоятельности шести, семилетних учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время.
В системе формирования читательских навыков главное место отводится урокам внеклассного чтения. Однако, по мнению О.Джежелей, анализ учебно-воспитательного процесса свидетельствует, что уровень проведения этих уроков не всегда отвечает современным требованиям. Часто основное внимание уделяется решению заданий, характерных для уроков классного чтения: большая часть времени отводится формированию таких качеств чтения, как скорость, правильность, выразительность. На уроках нередко доминирует вербализм, лишняя логизация во время изучения произведений. Применение приемов работы с книгой, ориентирование в книжном кругу осуществляется бессистемно, поверхностно. Анализ учебных программ по внеклассному чтению свидетельствуют об отсутствии в них с 1990 года списка рекомендуемой литературы для учеников начальных классов, в том числе и для первоклассников, что значительно осложняет работу учителей и библиотекарей. Остаются нерешенными вопросы обновления содержания и усовершенствования структуры уроков внеклассного чтения как основной формы руководства самостоятельным детским чтением. Вследствие этого основная задача уроков внеклассного чтения - воспитание активных читателей путем развития читательской самостоятельности - реализуется не в полной мере, особенно на первом подготовительном этапе. Отмеченные недостатки требуют глубокого анализа уровня сформированности читательских навыков младших школьников в современных условиях и, на этой основе, определение путей усовершенствования воспитания читателей школьников в соответствии с современными требованиями.
Вслед за О.Джежелей сопоставим требования к формированию читательской самостоятельности, с одной стороны, и существующей практикой проведения уроков внеклассного чтения – с другой что, позволяет обнаружить следующие противоречия:
между требованиями к интеллектуальному и духовному развитию личности и недостаточным уровнем сформированности читательской самостоятельности младших школьников;
между необходимостью повышения эффективности воспитания читателей и уровнем готовности учителей к организации и проведению уроков внеклассного чтения в первом классе;
между потребностью теоретического обоснования особенностей развития читательской самостоятельности учащихся первых классов и отсутствием достаточного количества учебно-методической литературы по данной теме.
Наличие этих противоречий подтвердило актуальность проблемы и обусловило выбор темы исследования: «Формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения».
Объект исследования
: процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Предмет исследования
: методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Цель исследования
: выявить и апробировать методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза исследования
: процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников, будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы следующие методы обучения: беседа, чтение (самостоятельное) вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание, умение работать с книгой.
Задачи исследования
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы определить понятие «читательская самостоятельность» и выделить методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
2. Определить критерии, уровневые показатели и начальный уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
3. Апробировать методы и определить динамику формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
4. Составить методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Методы исследования.
Теоретический анализ исследуемой проблемы на основе изучения и систематизации научной и методической литературы позволил определить этапы работы и выделить методические условия формирования читательской самостоятельности; констатирующий (экспертная оценка, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности) и формирующий (реализация методических условий формирования читательской самостоятельности) эксперименты обеспечили возможность изучения состояния проблемы на практике; математическая обработка данных обеспечила достоверность полученных результатов.
Этапы исследования.
Первый этап (2007 - 2008) включал изучение литературы, анализ и обработку теоретического материала, определение теоретических основ исследования; выделение методов формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Второй этап (2008 - 2009) включал проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (2009 - 2011) включал проведение формирующего и контрольного эксперимента.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.