Пятая категория. Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.
На первом этапе подросток должен оценить насколько ему самому удаются эти навыки и просят оценить насколько тот или иной навык удается его сверстникам.
На втором этапе после проведения тренингов подростка просят еще раз оценить свои навыки.
А.П. Гольдштейн и Р.П. Спрафкин описали основные типы оценки социальной компетентности испытуемых:
Недооценка уровня развития своих социальных навыков и переоценка социальной эффективности других. В этом случае подросток считает себя неловким, некомпетентным, отставшим от остальных. В то же время своих сверстников он оценивает опытными и успешными, что ему практически невозможно достичь такого уровня. В поведении это выражается в пассивной и очень зависимой от других позиции.
Завышенная оценка собственных социальных навыков и заниженная опенка уровня развития социальных навыков остальных. Для такого подростка характерна переоценка своих возможностей в области социальной адаптации. Он считает себя умелым, ловким, опытным, в то время как большинство его сверстников еще маленькие. В поведении это проявляется в авторитарной позиции и стремлении к лидерству.
Заниженная оценка своих социальных способностей и социальных способностей сверстников. Этим подросткам соответствует страх перед миром взрослых, неуверенность в своих способностях и способностях своих сверстников успешно адаптироваться к нормальной взрослой жизни. В поведении таких подростков обычно заметно повышен уровень тревожности и стремление находится в группе сверстников.
Завышенная оценка своих социальных способностей и способностей сверстников. Такая переоценка себя и своих сверстников как правило соответствует недооценке сложности социальной жизни взрослых. В поведении такой подросток характеризуется тенденциями к лидерству и объединению сверстников против «плохих» правил и законов взрослого мира.
Адекватная оценка себя и заниженная оценка социального поведения окружающих сверстников. При адекватной в целом позиции такой подросток считает именно себя, в отличие от сверстников, способным включиться во взрослые отношения. Большинство своих сверстников в этом случае подросток часто считает недостаточно опытными, еще не выросшими в отличие от себя. В поведении это характеризуется ответственной и взвешенной, хотя иногда и изолированной от остальных ребят позицией.
Адекватная оценка других и заниженная оценка своих социальных способностей. При адекватном восприятии социальной ситуации такой подросток склонен недооценивать свои возможности. Поведение характеризуется повышенным уровнем тревожности и настороженности в отношениях со сверстниками. Очень часто эта позиция коррелирует с отставанием в физическом развитии от сверстников.
Адекватная оценка уровня своего социального развития и социального развития сверстников. Реалистическая, взвешенная позиция соответствующая уровню развития взрослого человека. Ответственное отношение к жизни сочетается с адекватной оценкой окружающих.
Во всех случаях необходимо говорить о коэффициенте компенсации и коэффициенте отличия в оценке социальных навыков.
6. Технология «Дебаты».
Дебаты необходимы человеку в современном мире. Они являются неотъемлемым атрибутом демократического государства и гражданского общества. Дебаты формальные (по определенным правилам) и неформальные (в повседневной жизни) активно используются в разных проявлениях жизнедеятельности человека: в учебной деятельности, в научной деятельности, в политической жизни, в судебном процессе, в средствах массовой информации, в семейной жизни и т.д. Поэтому правомерно включить дебаты как технологию во внеурочную деятельность. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность обучающегося, но дебаты отличаются высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Дебаты как развивающая технология помогает обучающимся: расширить общекультурный кругозор; развить интеллектуальные способности; развить исследовательские и организаторские навыки; развить творческие качества; развить коммуникативные умения; развить ораторские способности. В итоге все это оказывает благотворное влияние на социализацию подрастающего поколения.
Дебаты как игра состоит из участников: спикера (лицо, участвующее в дебатах); тьютора (тренер команды), таймкипера (следит за временем выступления спикеров), экспертов, судей – выслушав аргументы обеих сторон, выступает с решением, какой команде отдано предпочтение и почему, чьи аргументы и способы доказательства были более убедительны.
В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Например: «Родители несут ответственность за преступления детей до 18 лет», «Молодежные организации формируют лидерские качества», «Рекламу на телевидении следует ограничить», «Волонтерская деятельность должна засчитываться в трудовой стаж».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.