Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением социальных проблем. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В новых стандартах образования этому отводится большая роль.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.
Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации внеурочной деятельности. Только в рамках школьного обучения реализовать это невозможно. В этом случае необходимо использовать потенциал системы дополнительного образования детей. На базе учреждений дополнительного образования детей можно эффективнее в неформальной обстановке, через детские общественные организации, детские объединения организовать обучение, которые бы способствовало социализации обучающихся.
Поэтому в рамках реализации ФГОС необходимо внедрять инновационные технологии, способствующие социализации обучающихся. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Применение инновационных форм социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
Объект исследования: процесс социализации обучающиеся в системе дополнительного образования детей
Предмет исследования: инновационные формы социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей
Цель исследования: изучение практики применения инновационных форм социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей.
В основу исследования положена следующая гипотеза: социализация обучающихся в учреждении дополнительного образования детей станет более успешной, более эффективной, если в образовательный процесс будут внедрены инновационные формы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Изучить научную литературу по разрабатываемой проблематике.
Рассмотреть дефиниции: «инновация», «инновационные технологии», «социализация».
Дать определение сущности, структуры и социальных механизмов инновации, соответствующее современному состоянию и степени их разработанности.
Проанализировать специфические условия развертывания инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей.
Охарактеризовать инновационные технологии социализации, направленные на успешную социализацию обучающихся.
Изучение практики внедрения инновационных форм в системе дополнительного образования детей.
Методологическую основу исследования составляют выводы исследователей по совершенствованию учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, Л.И. Новиковой, М.М. Поташник, В.Г. Рындака, В.Д. Семенова, Т.И. Шамова и др. Ориентиром для инновационных процессов в сфере образования становятся идеи гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного образования. Активно разрабатывается новая отрасль педагогики – педагогическая инноватика (К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.). Анализ источников по вопросам социально-педагогического развития учреждений дополнительного образования детей показывает, что большинство из них опирается: на идеи современных теорий саморазвития социальных процессов (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, В.М. Шепель, В.Я. Ядов и др.).
Проблемы социализации обучающихся в системе дополнительного образования привлекают внимание современных исследователей (Т.И. Сущенко, А.С. Шипилова и др.), их воспитательному потенциалу (В.В. Белова, Г.П. Буданова, О.И. Грекова, МБ. Коваль, А.И. Шахова и др.). Однако большинство исследований посвящено временному детскому коллективу и особенностям его развития (О.С. Газман, Л.П. Иванова, Е.К. Касаткина и др.); деятельности педагогического коллектива внешкольного объединения (С.И. Панченко, А.Г. Трофимюк и др.). Большое внимание педагогическому аспекту социализации личности уделяли и уделяют В.А. Караковский, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И. Новикова, А.А. Бодалев, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов и др.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования инновационных форм социализации. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, объект, предмет исследования, цели и задачи.
В первой главе «Теоретические основы инновации и социализации» даются такие понятия как «инновации», «инновационных технологии». Рассматривается субъект – субъектный подход социализированности, компоненты, механизмы и уровни социализации обучающихся.
Во второй главе «Применение инновационных форм в социализации обучающихся» дается ретроспектива инновационных технологий социализации обучающихся, роль педагога дополнительного образования в реализации инновационных технологий. Приводятся результаты исследования социализации подростков в социально-педагогическом отделе учреждения дополнительного образования детей. В заключении подводятся итоги проведённого исследования.
Данная квалификационная работа имеет практическую значимость для студентов-выпускников педагогических вузов – будущих педагогов дополнительного образования, социальных педагогов интересующихся инновационными технологиями социализации обучающихся.
Базой исследования явилось учреждение дополнительного образования детей г. Таганрога «Дом детского творчества».
социализация обучающийся педагог инновационный
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.