А.П. Гольдштейном и Р.П. Спрафкиным разработан метод структурированного обучения социальным навыкам. Долгое время молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным институтам – дому, школе, церкви и производству. Обнаруживавшиеся неадекватности социального поведения приписывались ошибочной социализации: дурному обращению родителей, плохой обстановке в школе, плохому религиозному и моральному воспитанию.
Изменения, происходящие в социальных институтах, вызывают изменения в их традиционном функционировании, включают культивирование социальных компетенции и соответствующее обучение. В начале семидесятых годов XX в. такие изменения стали очевидными. Изменилась структура семьи, возросло число семей с одним родителем, а также семей, в которых и матери, и отцы работали вне дома. Религиозные учреждения не занимают прежнего центрального положения и не оказывают поддержки, что раньше. Школы были призваны воспитывать более гетерогенные группы подростков, демонстрировавших разнообразные паттерны поведения в школе. Стало заметным влияние нового фактора социализации – телевидения.
В педагогике и психологии были разработаны тренинги социальных навыков. Хотя не все программы тренингов социальных навыков одинаковы, но у них есть много общих компонентов:
а) представление теоретического обоснования – это обзор навыков, которым собираются обучать, обычно предшествует самому тренингу, разъяснению используемой терминологии и важности навыков для жизни обучающихся;
б) моделирование – ясное представление образцов поведения, которые предстоит усвоить, – важная часть большинства тренинговых программ вне зависимости от того, является ли их теоретическое обоснование ссылкой на дефицит навыков или на условно-рефлекторную тревогу;
в) разыгрывание ролей – после того, как обучающиеся ознакомлены с образцами поведения моделей, им предоставляется возможность практиковаться в воспроизведении этих образцов, отрабатывать как открытые, так и скрытые поведенческие реакции, в ожидании, что индивидуализированная тренировка улучшит соответствующие навыки в ситуациях реальной жизни;
г) обратная связь – является неотъемлемым компонентом практически всех программ тренингов социальных навыков. Обратная связь может происходить в форме одобрения, похвалы или ободрения либо она может быть по природе коррективной, включая конкретные предложения по улучшению качества выполнения;
д) перенос навыков тренинга во внешнюю среду часто является наиболее пренебрегаемой областью тренинга, ь хотя некоторые программы тренингов социальных навыков признают важное. Гольдштейн А.П., Спрафкин Р.П ть этого и прямо работают с этой проблемой.
Другим важным подходом к облегчению успешной генерализации переноса полученных навыков. А.П. Гольдштейн и его коллеги предлагают пять усилителей переноса:
1) представление общих принципов или предоставление обучающимся адекватных концепций, правил или стратегий для правильного использования навыка;
2) тождественность элементов, или максимально возможная физическая и интерперсональная подгонка ситуации обучения к обстоятельствам реальной жизни;
3) избыточное обучение, или обеспечение возможности повторного выполнения успешного поведения на сеансе тренировки;
4) стимульное разнообразие, или предоставление обучающимся возможностей практики только что приобретенных соц. навыков в разных физ. и межличностных обстоятельствах;
5) подкрепление реальной жизни, или максимизация вероятности того, что обучающиеся получат адекватное (внешнее) социальное подкрепление или (внутреннее) самоподкрепление по мере успешного использования своих навыков в обстановке реальной жизни.
Даже если социальные навыки подростка хорошо развиты, но он тревожится при общении, то мозг будет работать в режиме, который не способствует разговору и сосредоточению на том, о чем говорит собеседник. Кроме того, если тело и лицо подростка неосознанно показывает, что он нервничает, будет намного труднее добиться согласия и взаимопонимания с другим человеком. Способность расслабляться или хотя бы поддерживать не слишком высокий уровень тревожности во время общения с другими людьми влияет на социальные отношения.
А.П. Гольштейн и Р.П. Спрафкин выделили 37 социальных навыков разделенных на 5 категорий:
Первая категория. Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.
Вторая категория. Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.
Третья категория. Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.
Четвертая категория. Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.