Источниками информации для составления портфолио могут быть справочная литература, учебные пособия, печатные издания, Интернет. Портфолио может отражать конкретную деятельность обучающегося по различным видам деятельности: художественно-эстетическому, спортивному, краеведческому, экологическому, социально-педагогическому. Например, самостоятельно разработанные и проведённые исследования (содержат социальную проблему), проекты с их целями, задачами и способом решения. В портфолио наряду с текстовой формой представления материалов могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы, диагностические карты и т.д.
Портфолио употребляется в нескольких значениях:
как процесс организации и технологии работы по определенным направлениям детских объединений;
как демонстрация результатов своей деятельности, достижений собственной субъектной позиции.
Поскольку портфолио создаётся обучающимся в процессе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности и соответствует определённым целям и задачам, то такой портфолио, с одной стороны – это альтернатива по отношению к традиционным формам и способам оценивания знаний. С другой стороны – это способ социализации обучающихся.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: «папка достижений», «рефлексивное портфолио», «проблемно – исследовательское», «тематическое портфолио», «портфолио – антология, презентация». Приведенная классификация позволяет судить о том, насколько широко технология портфолио может быть внедрена в образовательную практику учреждения дополнительного образования детей.
Для учреждений дополнительного образования детей в большей степени необходимо внедрение классического портфолио. Такой портфолио объединяет несколько разделов, обычно четыре: портрет, рабочие материалы, достижения. Каждый раздел состоит из нескольких рубрик, отражающих направленность раздела.
Портрет содержит всю информацию о хозяине портфолио: «Я глазами своих друзей», «Мои открытия», «Мои жизненные планы», «Друзья», «Мои кумиры».
Рабочие материалы разрабатываются непосредственно автором портфолио и содержат проекты, рефераты, исследования, кейсы разработанных тем. Причём, как итоговый вариант, так и черновые наброски.
Достижения – это гордость обучающегося. Сюда включаются все грамоты за участие в тех или иных конкурсах, проектах, благодарственные письма, отзывы, достижения.
Исследовательский портфолио. Задачей исследовательского портфолио является постановка проблемы, глубокое её изучение, включающее сбор и обобщение информации, и итоговое выступление в виде реферата или презентации.
При разработке заданной темы обучающийся собирает материал из всех источников по данной проблематике и пишет проект.
Портфолио достижений. Представляет собой коллекцию работ обучающегося, собранную за весь период обучения. Здесь могут находиться любые материалы и работы, которые показывают, чего достиг ребенок в период своего обучения.
Таким образом технология портфолио, как рефлексия своих достижений, способствует социализации обучающихся и демонстрирует знания и навыки решения социальных проблем. Тем самым демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки в период работы. В определенное время обучающийся выставляет свой «Портфель» на презентацию в детском объединении.
4. Технология (метод НЕRGO). Восстанавливающая справедливость, групповая дискуссия.
Технологически выстроенный метод, направлен на: минимизацию социальных конфликтов; персонификацию ответственности; профилактику правонарушений в молодежной среде.
Цель метода: минимизация ущерба (физического, психологического, эмоционального), нанесенного жертве.
Восстанавливающая справедливость = восстановление ущерба: внимание жертве и нанесенному ущербу; внимание договорным отношениям и консультированию; внимание на свершение правосудия.
Метод предоставляет:
жертве возможность выяснить, почему это произошло, и выразить свои чувства;
виновник должен принять на себя ответственность за проступок и восстановить моральный или материальный ущерб;
важно, чтобы виновник увидел и услышал, каковы последствия для потерпевшего.
Технологические модули восстанавливающей групповой дискуссии: проведение круглого стола. Круглый стол ведет модератор, обычно это социальный педагог или педагог – психолог. Ему отводится главная роль в проведении заседания круглого стола по разрешению конфликта в образовательном учреждении.
Технологически выстроенный метод позволяет разрешить споры, скандалы, драки между обучающимися, выяснить неуважительные отношения между педагогом и обучающимся, решить многие проблемы возникающие в молодежной среде.
Метод структурированного обучения социальным навыкам
В процессе социализации у личности формируются социальные навыки. Это, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Люди – социальные существа и отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. И наоборот, хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.