Корреляция- степень соглас-ти 2х независимо полученных рядов показателей, основной приём с помощью кот устанавлив-ся надёжность методики.
Активные групповые методы социально-психологического обучения и их классификация
методы обучения- способы взаимод-я пед-га и обуч-х напр-е на достиж-е уч-восипт-х целей. Методы активного об-ия содер-но подраз-ся на имитационные, воспроиз-ие проф-ую деят-ть и неимит-ые. Имит-ые методы дел-ся на игровые, модел-ие проф-ую сит-ию и неигровые (реш-ие задач и конк-х сит-ий). АГМ условно объед-ны в 3 блока: 1. дисскус-е методы. 2. игровые методы. 3. соц-псих-й тренинг.
Дискуссионные методы социально-психологического обучения
объектом дисскусии могут быть не только проблемы, но и случаи из проф-ой практики. Дис-ия-процесс прод-ия и раз-ия проблем путём сопост-ия, столк-ия, пред-х позиций уч-ов в реш-ой проблеме. А) деловая дис-ия.Выд-т этапы деловой дис-ии: 1. вступление в контакт. 2. постановка проблемы. 3. уточнение предмета об-ия и пред-ых позиций уч-ов. 4. выдвижение альтер-х вариантов. 5. конфрон-ия уч-ов. 6. обсуж-е и оценка альтернатив. 7. установ-е согласия ч/з выбор прием-го реш-ия. В дис-ии велика роль вед-го. Он должен: 1. сформул-ть цель и темы дис-ии. 2. устан-ть время дис-ии. 3. заинт-ть уч-ов дис-ии. 4.орган-ть обмен мнениями. 5. не допускать отклон-я от темы, присекать оценоч-е суждения о лич-ти уч-ов. 6. собрать макс-ум пред-ий по реш-ию проблемы. 7. подвести итоги обсуж-ия, сформул-ть выводы. Этот метод помогает реш-ть след-е задачи: 1. обучение анализу реал-х сит-ий.2. демонстрация многозн-ти возм-х реш-ий. 3. раз-е умения слушать и взаимод-ть с др уч-ми. 4. модел-е особо сложных сит-ий. Б). регламинтированная дис-я-спос-т выработке и отстаив-ю своей точки зр., диагностики позиций чел-ка, пом-ет глубже осмыс-ть инф по той или иной теме. В реглам-й дис-ии вводятся огран-ия: 1. выступ-е не более 3мин. 2. вопр-с –1мин, выст-е оппонента не более2 мин. В этих дис-ях, нап-р могут обос-ся раз-е высказ-я. В). дис-ия со скрытыми ролями. цель данной дис-ии – расш-ть свой репертуар пов-ия для поиска более прод-го выхода из сит-ии спора. Темы для этого вида дис-ии могут быть случ-ми, даже шуточ-ми. Г). дисскус-й диалог, учит уч-ов обосн-му принятию реш-ия. Метод можно исп-ть как групповой, так и в индив-ой работе с кл-ом. Предметом диалога м.б. выбор проф-ии, места отдыха. Данный вид диалога пред-ет испол-е 2 ролей: «защитника» и «оппонента». Дис-ый диалог зак-ся в посл-ем рассм-ии альтернатив реш-ия. Т. об. в дис-ии обнар-ся мировоз-ия позиций уч-ов и обнаж-ся струк-ая композиция группы.
Групповые игровые методы социально-психологического обучения
игровые методы – подр-ся на деловые и ролевые. А) ролевая игра напр-на на имитацию рол-го пов-ия. Необ-ое ус-ие рол-ой игры- добр-ое и заинтер-ое участие в ней всех членов гр-пы. Испол-ие игр созд-т простор мысл-ой активности, формир-т умние общ-ся, спорить иделать выводы. Рол-я игра форм-т у уч-ов спос-ть сыграть роль др чел-ка, увидеть себя с позиции партнера по общ-ю. Ф-ии рол-ой игры: разв-ая, обуч-ая, развлек-ая, ориент-ая, коммунк-ая, диагност-я и т.д. Стр-ра рол-ой игры: роли, исходная сит-я и рол-е дей-я. 1. роль кот уч-ки играют м.б. однов-но соц-ой о межлич-ой. Соц роль обус-на её местом в сис-ме общ-х от-ий. Межлич-я роль отраж-т инд-ть испол-ля, его поним-е и принятие роли соц-ой. 2. исходная сит-ия – выс-т как способ её орг-ии. Здесь необ-мо учит-ть обст-ва реальной дейст-ти и взаимоот-ия уч-ов. 3. рол дей-я – орган-ки связаны с ролью. Б) Деловые игры. Специф-ой особ-ю дел-ой игоы явл её двуплановость. С од. Стороны играющий вып-т реальную деят-ть, связ-ю с реш-ем конкр-х задач, с др – данная деят-ть носит условный хар-р, поз-й отвлечься от реальной сит-ии. Именно такая двупл-ть обесп-т ей разв-ий хар-р. Дел-я игра-ср-во моделир-я чел-ой деят-ти. Через неё можно воспроиз-ти как любой вид проф-й деят-ти, так и схему прин-я решений в этой деят-ти. Дел-я игра треб-т подг-ки и может пров-ся в несколько этапов. 1 этап-подготовит-й. В нем намеч-ся план игры, изучается рекоменд-я лит-ра, функцион-щие обязан-ти долж-х лий и т.д. 2 этап-ознакомительный. Учас-ки готовят и выст-т с сообщениями по обмену опытом и встречающимися труд-ми. 3 этап-проведение деловой игры. Состоит в имитации дел-й ситуации. 4 этап-заключительный, в кот провод-ся разбор дел-й игры по общим и частным вопросам: актуальность темы, точность ситуации и т.д. Ученые дел-е игры по уровню сложности можно раз-ть на след-ие разновидности: 1.имитационные упраж-я, цель кот закрепление отд-х навыков.2.анализ конкре-х ситуаций.3 разыг-е ролей.4. «деловой театр». Сост-ся сценарий, где описыв-ся конк-ая ситуация, функции, обяз-ти дейст-х лиц, их задачи. Прин-пы деловой игры: 1. пр-п имитац-го модел-я сит-ии. 2. пр-п проб-ти содер-я игры и её развер-ие.3. рп-п ролевого взамод-я в совм-ой деят-ти. 4. прин-п диалог-го общ-я. 5. пр-п двуплан-ти игровой уч. деят-ти. Стр-ра дел-ой игры: 1. игровая модель: цели игровые: комплект ролей и фун-ии игроков, сценарий игры и правила игры; цели пед-ие: пред-т игры, граф-ая модель, сист-ма оценивания взаимод-я уч-ов. 2. имитац-ая модель.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.