5. трансактный анализ. Осн-к Эрих Бёрн. Лич-ть чел-ка опис-ся ч/з наличие 3 сост-й «я». Ребёнок-родитель-взрослый. 1.Естес-ый реб-к- не поз-ет пов-я кот не соот-ет ожиданиям и треб-ям род-й. Бунтующий реб-к- отриц-т все нормы, авторитеты и дисц-ны. Приспособ-й р-к - не уверен в себе, в общении робок и стыдлив. 2. Родитель- наличие нор-х и оценив-х возд-й как на себя, так и на др. Родитель м/б в виде контрол-го, восп-го, жест-го внут-го критика. Выс-я выр-ют разд-ия, желания унизить. 3. Взрослый – то, ч чел-к приоб-т в течении жизни-это позит-й потенциал навков и спос-й. Сущ-т 3 сост-я наз-ые позициями , а контакт с др чел (трансакций) м рассм как случ-ое испол-ие каждого из 3 сост-ий участ-ми взамид-ия. Содер-е этого взаимод-я опис-ся в транс-м анализе ч/з хар-р игр со скрытой мотивацией.
Понятие о психологическом консультировании. Цели и задачи консультативной работы
ПК-оказание псих-ой помощи псих-ки здоровым людям, в разрешении рал-го рода внутрилич-х и межлич-х проблем в процессе спец организ-го взаимодействия. Спецификой ПК явл акцент на диалогичность, основана на инф-ом обмене м/у псих-ом-консул-ом и теми людьми, отн-но кот исп-ют консул-е. Кл-ом ПК может быть любой чел-к, он жалуется на трудности в межлич-х отн-ях и в осущ-ии к-л деят-ти. Основой Пк явл изменение установок кл-та на др людей, и на разл формы взаимоот-й с ними. Цели и задачи ПК можно опред-ть по-разному. Алёшина осн-ю цель Пк опред-т как оказ-ие псих-ой помощи, т.е. разговор с псих-ом должен помочь чел-ку решить свои проблемы и наладить свои взаимоот-я с окр-ми. В соот-ии с целью она выд-ет след-ие задачи: 1. выслушивание кл-та. 2. облег-ие эмоц-го сост-я кл-та. 3. принятие кл-ом ответ-ти за проис-ие с ним. 4. помощь псих-га в опред-ии того, что и как можно изменить в сит-ии. В свою очередь Обозов цель ПК видел в том, чтобы прояснить кл-ту причины и след-ия жизн-ых сит-ий. Осн задачи: 1. доведение до кл-та инф имеющей отн-ие к его проблеме. 2. изуч-е индив-но- псих-х особ-ей кл-та. Кроме этих целей выд-ют универ-ые цели, кот присущи разным школам ПК: 1. способ-ть измен-ю повед-я, чтобы кл-т мог жить продуктивно. 2. раз-ть навыки преод-я трудностей. 3. обеспечить эффкт-ое принятие жизненно важных реш-ий. 4. разв-ть умения завязывать и поддер-ть межлич-ые от-ия. 5. одлегчить реализ-ию и повышение межличн-го потенциала. Сущ-ют цели кл-та. Каж-ый кл-т, пришедший к спец-ту имеет свои индив-е цели, причём в процессе ПК происходит и формул-ка и перефор-ка целей кл-та. Кл-ты имеют самое общее пред-ие о том, что такое ПК, и что они могут ожидать от консул-та. Если кл-т не имеет такой инф-ии, то он не способен должным образом сформировать свои цели, а от цели кл-та зависит реализ-ия целей конс-та. Прин-пы ПК –есть правила работы кот воз-ли из опыта практ-ой деят-ти людей в этой обл. Принципы: 1. доброж-ое и безоценочное отн-е к кл-ту. Именно добр-ть явл атмосферой в кот-ю должен быть погружён кл-т на приёме у кон-та. С доб-ю тесно перепл-ся безоцен-ое к кл-ту, что значит, общаясь с чел-ом по отн-ю к нему не выдвиг-ся условия ценностей. В консуль-ом про-се кл-та понимают и принимают таким какой он есть. 2. ориентация на нормы и ценности кл-та- во время работы с кл-ом псих-ог ориен-ся не на соц- нормы и правила, кот симпат-ны ему лично, а на те жизнен-е прин-пы и идеалы, носителем кот явл кл-т: пси-г центрирован на кл-те. В тех вариантах улут-я жизни кот придл-ся кон-ом кл-т должен видеть реалию своих ценностей и желаний. Позднее кл-т может сделать ценности и идеалы объектом своей деят-ти, но только тогда, когда они явл препятствием к нор-му функц-ю кл-та. 3. осторожное от-е к советам. Прин-п необ-мо формир-ть строго как запрет давать советы. Аргументы: 1. совет дать невозможно, т.к. жизнь чел-ка уникальна и непред-ма. 2. советуя, кон-т берёт на себя ответ-ть за происх-ее. 3. любые неудачи в даче совета, приписывают кон-ту, что мешает понять кл-ту свою роль в проис-х событиях. 4. совет псих-га будет выгл-ть как скороспелый, т.к. у кл-та было бол-е времени подумать над своей проблемой. 5. кл-т может неосоз-но бояться прямых советов. Эта точка зр поз-ет в опред-х случаях давать советы, но только тогда, когда этот совет приемлим. Большой ошибкой счит-ся стремление спец-та, обяз-но дать прав-й совет. Любой совет сбивает внимание кл-та: с анализа самого себя, и закрывает движение кл-та по пути самому к себе. Если кл-т открыт для диалога, то от совета следует воздержаться. 4. разграничение личн-х и профес-х отн-й. Псих-гу не рекомен-ся переходить на дружес-е отн-я с кл-ом и пытаться оказать проф-ю помощь своим близким и друзьям. 5. включенность кл-та в процесс кнс-ия. Во время приема кл-т должен чувс-ть себя максим-но включенным в беседу, и эмоц-но пережить, то что он обсужд-т с кон-ом. Для этого необ-мо чтобы раз-ие раз-ра выгл-ло логично и понятно для кл-та, и чтобы кл-ту было интересно. 6. анонимность – любая инф сооб-я кл-ом не может быть предана без согласия кл-та никому. Ислючение-угроза жизни. Этич-е прин-пы:1. кон-т ответ-н в своей раб-те: перед своим кл-ом, перед членами его семьи, пред организ-й в кот он раб-ет, вообще перед общест-ю. 2. кл-т должен принять реш-ие о вступ-ии в процесс кон-ия осоз-но, поэтому кон-т обязан во время первой встречи пребос-ть кл-ту макси-ум инф-ии о кон-ии. Необ-мо заранее согл-ть возм-ти разл записи проц-а. 3. правила конфед-ти: 1. инф о кл-те можно исп-ть только в проф-х целях и для блага кл-та. 2. Материал для консул-х встреч, кот не могут причинить вред кл-ту кон-т может испол-ть в своей деят-ти, они не попадут под требов-я конф-ти. 3. кон-т может не пред-ть инф о кл-е правох-м органам, если этим не наруш-ся права тетьих лиц. 4. конф-ть огран-на правом кон-та на сохр-е собст-го дост-ва и без-ти своей лич-ти.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.