Основные современные психотерапевтические подходы и технологии
Клас-я подходов, направ-й и школ, технологий и методов совр-й псих-ии весьма различны и многооб-ы. Они зависят от их теор-х и метод-х обоснований, однако можно выделить 2 основных напр-я: 1. Основывается на выделение одного из методов псих-и: заподно-европ-й или американской школы психологии. 2. Кладет в основание эклектический метод. 1. Первое напр-е м. б. пред-но такими школами и соот-ми им методами пт-ии как: психоанализ, гуман-я пт-я (клиентоцентрированная терапия), экзистен-я пт-я, гештальтт-я, бихивиоральная, когнитивная, и трансактный анализ.
1. Класс-й психоанализ. Он входит в группу психодинам-х подходов (Юнг, Адлер). Основополож-м явл Фрейд, он явл автором теории 3-х компонентной стр-ры лич-ти 1. «Оно» - иск-т примитивные, инстинк-е и врож-е аспекты лич-ти. Речь идет о: а) эрос - стремление к удовольствию, к жизни и секс-му удов-ю. Б) тонатос-стр-ие к разрушению, агрессии, угасанию и смерти. 2. «Эго» («Я») - компонент псих-го аппарата. «Я» стр-ся выразить и удов-ть желание «Оно», в соотв-ии стеми ограничениями, кот налаг-сяс внешним миром.3. «Супер Эго» (Сверх Я) - общест-е н6ормы и стандарты поведения,т.е. на сис-му ценностей, норм этики, кот разумно совмещаются с теми, что приняты в окружении чел-ка. Приоб-ся в процессе социолизации. Фрейд ввел понятие «либидо» - влечение, желание, стремление. Фрейд явл автором топографической модели лич-ти: бессознательное, предсознательное, сознание как контакт с внешним миром.Осн методы псих-за: 1. Метод свободных ассоциаций. Считается, что асоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном, сами же ассоциации кот продуцируются клиентом интерпр-ся как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. 2. Интерпритация сопротивления. 3. Анализ сновидений. Содержание снов-й раск-т вытесненные желания. Необх-м условием анализа сновидений явл предварительный анализ жизн-й ситуации. Не все сны явл важными, поэтому анализ-ть необх-мо те сны, кот сознание отметило. 4. Анализ переноса. 5. Эмоциональное переучивание. 6. Интерпритация-разъяснение не ясного или скрвтого для кл-та значения, некоторых аспектов его переживаний. Прежде чем интерпритировать переживания кл-та необх-мо указать ему на тот защитным механизм кот лежит в основе переживаний. Т.о. псих-з возник как метод лечения и изучения истерических неврозов, затем он превратился в псих-ую теорию, в основе кот лежитидея о том, что поведение чел-ка опред-ся бессознательным. Задача психоа-ка помочь страдающему чел-ку понять истинную картину его страданий. Это приводит к эффекту катарсиса. Т.о. задача псих=за как тер-го метода-выявить скрытое, сделать бессознателье содер-е осознаваемым. А значит доступным осмыслению.
2. Гуманистическая пс-я. Возникновение этой тер-ии связано с именем Маслоу.В центре понятие- становление лич-ти, предс-е о необх-й максим-й самореал-ии, чтго означает истинное псих-е здоровье.Чел-ку кот оказывают помощь наз не пациентом, клиентом.Целью ГП. Явл повышение самоценности чел-ка и стимулирование его личност-го роста в процессе самоак-ии и самореал-ии. Наиболее известными явл Клиентоценр-й подход Роджерса и экзистен-й подход Ялома и Мэйя. Клиен-й подход. Стремление чел-ка к адаптации в окр среде и раз-ю внутр-ей орган-ии. Цель работы с кл-ом закл-ся втом, чтобы кл-т в своей жизни меньше ориент-ся на мнения соц окр-ия, а больше на свои врожд-е тенд-ии, кот связаны с о стрем-ем к более глуб-ой адаптации в соц среде. Задача пт-та- открыть позит-е тенд-ии к самореал-ии чел-ка, кот присут-ют у всех на глуб-х уровнях. Роджерс выделил условия, кот должен отвечать диалог кл-та и пт-та:1. когруентность (соразмеренность) по от-ю к своему опыту и к кл-ту. 2. Безусловно, полож-ая оценка к кл-ту. «Безус-е»- обоз-ет, что пт-т не выдвигает по отн-ю к кл-ту условий ценностей. 3. Пт-т эмпатично восприн-т кл-та.(чутко восп-ет мир кл-та). Экзистенциальный под-д-(существование)-сущ-е чел-ка- динамич-ий процесс,кот связан с воз-ем и станов-м Данности сущ-я:смерть, свобода, изоляция, бессмыс-ть. Люди склонны защищ-я от них, сталкиваясь с такой проблемой чел-к может пойти по раз-м путям: 1. диструктивный-формы защиты от этих данностей. 2. кострукт-й-перерождение чел-а в иное понимание сит-ии, спокойствие, продукт-ое фукц-е. Гл. цель работы с кл-ом помочь кл-ту перекл-ся с дистр-го пути на кострукт-й путь ясного понимания и переж-я реалий своего сущ-я. Данности сущ-я:1смерть- тревога,кот тяжело перен-ся чел-м, лишает его желания жить, порож-ет беспом-ть. 2. свобода-многие люди не знают как и что выбирать, не ощущ-т ответ-ти за свой выбор, не умеют желать, прояв-ть волю принимать решения. 3. изоляция- проис-т разрушение общинных связей, люди склонны изолировать себя от др. Изоляция вызывает дискомфорт. Путь кот альтерн-ен изоляции – это вступление в общение. Предп-ет раз-ие у себя ощущ-я внутр-й силы. 4. бессмысл-ть-отсут-е смысла у людей. Чел-к знает, что вопрос о смысле жизни в раз-х кул-ах и религиях реш-ся по-разному.Чел-ку труднее принимать что-то на веру, потому что жизнь треб-т поиска и выбора иначе можно ост-ся с ощущ-ем бессм-ти. В прежней жизни-смысл в гармонии с природой, в совр-ой жизни чел-к перестает различать смысл жизни, чел-к имеет боьше свободного времени для поиска жизни, это соз-ёт ощущ-е вакуума. Выд-ют 2 типа мех-ов диструк-ой псих-ой защиты от тревоги:1. обычные-работают независимо от источников тревоги. 2. специф-ие- от тревоги связ-ой со смертью защищ-ся верой в свою особ-ть, бессмертие, спасителя; связ-ой со свободой защищ-ся испол-я разные формы атив-ти(перенос отв-ти на др. людей, изоб-е себя невинной жертвой); от тревоги связ-ой с изоляцией-перес-т отн-ся к др как к самим себе(манипул-ют, подчиняют себе людей); от тревоги связ-ой сбессмыс-ю-совершая к-л деят-ть, способ защиты –негилизм-чел-к отвергает саму возм-ть понимать мир и дейст-ть в нем.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.