Психологическая характеристика форм обучения
Традиционное обучение. Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного познания, в др выступает как предмет усвоения. В данном случае представленно как научное постижение сущности познаваемых природных и общес-х явлений. Рез-т учебного познания-теоретич-е овладение обуч-ся изучаемыми предметами. Но это овладение носит специф-й хар-р и выраж-ся в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроиз-ть и применять на практике. Знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроиз-ть основные факты науки и вытек-ие из них теор-е обобщения (понятия, правила,законы, выводы). Процесс обучения-сложный процесс объек-ой действ-ти, явл составной частью процесса восп-я и развития, вкл-ие большое кол-во разнообразных связей и отн-й. В соврем-м понимании для обучения хар-ны след-ие признаки: 1. двусторонний хар-р. 2.совместная деят-ть учителя и уч-ся. 3. руководство со стороны учителя.4.специальная планомерная организация и управление.5.целостность и единство.6.соответсвие законом-м возрастного развития уч-ся.7 управление развитием и восп-м уч-ся. Ведущая роль об-ия в псих-ом раз-ии прояв-ся в том, что реб-к, овлад-ая новыми дей-ми, сначала науч-ся вып-ть их под рук-ом и при помощи взрослого, а потом уже самост-но. Разница м/у тем, что реб-к может сделать совместно со вз-ым и тем, что дост-но ему в самот-ой деят-ти наз-ся зоной ближайшего раз-ия чел-ка. Каждый возраст отлич-ся избир-ой повыш-ой восприимчивостью к тем или иным видам обуч-я. Стр-ра процесса обучения. Пред-м 2 стороны процесса обу-ия: обуч-ая деят-ть пед-га и учебно-позн-я деят-ть уч-ся.
1.опред-ие целей и задач учебно-поз-ой деят-ти уч-ся. 1.осоз-ие целей и задач поз-ой деят-ти.
2. формир-е пот-ти в знаниях и мотивах УПД уч-ся. 2. раз-ие и углубление пот-ти и мотивов УПД
3. опре-ие содер-я мат-ла подлеж-го усвоению уч-ся. 3. осмысление темы нов-го мат-ла.
4. орган-я УПД уч-ся по овладению изуч-м матер-ом. 4. восприятие, осмысление уч мат-ла, примен-е знаний на практике.
5.придание уч деят-ти уч-ся эмоц-но пол-го хар-ра. 5. прояв-ия эмоц-но-пол-го отн-ия и вол-х усилий в УПД.
6.регул-ие и контроль за УПД уч-ся. 6. самок-ль и внесение коррективов в УПД.
7. оценивание рез-ов уч-поз-ой деят-ти уч-ся. 7. самооц-ка рез-ов УПД.
Проблемное обучение - один из видов об-ия, осн-х на испол-ии эврист-х методов. Цель- раз-ие эврист-х умений в процессе разрешения проблемных сит-ий, кот-е могут носить как практ-ий так и теоретико-позн-ый хар-р. в поисковый процесс вовлекаются и тем самым активи-ся знания и аналит-е умения, имеющиеся у обуч-х. Уч-ая проблема, кот вводится в момент возникновения проблемной ситуации, д.б. достаточно трудной, но посильной для уч-ся. Этапы разрешения проблемы: введение и осознание учебной промлемы; анализ имеющихся знаний по данномау вопросу, выяснение их недостаточности, включение в поиск недостающей инф-ции; приобретение различными способами необх-х для решения проблемы знаний; проверка полученных рез-в. Приимущества прб-го обуч-я: самостоятельное добывание знаний путем собственной творч-ой деят-ти, высокий интерес к учеб-му труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные рез-ты обучения. Недостатки: слабая управл-ть позн-ой деят-ти уч-ся, большие затраты времени на достижение цели. Три уровня реализации технологии проб-го обуч-я. 1 уровень хар-ся тем, что учитель ставит проблему, формул-т её, указывает на конечный рез-т и направ-т ученика на самост-ые поиски путей решения. 2 уровень-у ученика воспитывается способ-ть самост-но и формул-ть и решать проблему, а уч-ль только указывает на неё, не формулируя конечного рез-та. 3 уровень-учитель даже не указывает на проблему: уч-к должен увидеть её самост-но, а увидев сформулировать и исслед-ть возмозности и способы её решения. В итоге воспит-ся спос-ть самос-но анализ-ть проб-ю сит-ию и видеть проблему, нах-ть прав-й ответ.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.