В своей работе мы придерживаемся методологического взгляда и рассматриваем развитие системного подхода не как получение ранга систем все новыми и новыми объектами, а как видоизменение системных представлений об одном объекте – воспитании. Поэтому считаем необходимым более тщательно рассмотреть данное направление. В нем можно выделить две ветви, которым мы условно дали следующие названия: статическая и динамическая точки зрения. Первая решает главную проблему методологического представления, рассматривая мышление в отношении объекта как уже сложившееся. При этом каждый признак системного мышления не вытекает из предыдущих и не вызывает последующие, а складывается вместе с ними в единую картину. Статическая точка зрения представлена в исследованиях Э.Г. Юдина, И.В. Блауберга и В.Н. Садовского. Согласно их представлениям, существуют следующие принципы системного подхода:
- у описания элементов нет самодовлеющей характеристики;
- один и тот же материал обладает разными параметрами и функциями;
- исследование системы неотделимо от изучения условий ее существования;
- целое порождается частным и частное – целым;
- причинные объяснения нередко неудовлетворительны;
- изменение системы чаще суть самоизменение.
Динамическая точка зрения, напротив, рассматривает системное мышление как некий процесс, основным признаком которого является взаимосвязанность этапов и строгая последовательность их во времени. Наиболее ярко подобное воззрение проявилось в трудах Ю.А. Конаржевского, отчасти В.П. Кохановского, А.А. Ляпунова. Ю.А. Конаржевский выделял следующие принципы:
- рассмотрение предметов как систем;
- выявление в системе определенного множества элементов;
- установление способа связей между элементами;
- определение иерархии в системе;
- выявление связи системы с внешней средой;
- выделение системообразующих связей;
- рассмотрение частей системы как систем;
- познание свойств системы через ее элементы, а элементов – из характеристик системы;
- фиксация предмета системного анализа в непрерывном изменении.
Некоторые исследователи пытались в своих работах сочетать обе точки зрения. В качестве примера можно назвать четыре принципа реализации системного подхода, выделенных Н. В. Кузьминой для педагогической системы. Два первых иллюстрируют динамическую точку зрения, два вторых – статическую. Принципы эти следующие:
- выбор критерия качества воспитательной работы;
- выбор перечня возможных и эффективных действий;
- учет случайной обстановки;
- учет противодействия воспитанию со стороны детей (иными словами, саморегуляции).
Здесь понятие «системные принципы» употребляется как универсальное. Другие ученые применяли данный термин как исключительно динамическую характеристику, а для статической использовали слово «признаки». По мнению М. И. Рожкова, существуют следующие признаки и принципы.
Признаки:
- наличие системообразующего фактора;
- общее качество;
- единство;
- цельность.
Принципы:
- оптимальность;
- структурность;
- функциональность;
- интегративность.
В своем исследовании мы также пытались учесть обе точки зрения, чаще, однако, используя статическую, так как она наиболее адекватна поставленной нами цели. Однако следует заметить, что принципиального антагонизма между ними не существует. Они характеризуют не различные методологические принципы, но разное представление одного и того же – системного подхода (как в математике имеется явный и неявный способ задания функции). В.Г. Афанасьев, например, придерживался статической точки зрения, говоря о системном подходе вообще. Описывая социальные системы, В.Г. Афанасьев придерживался динамической точки зрения, называя управлением ее приложение на практике, и выделял следующие принципы: определение места человека в системе, освоение человеком своей социальной роли, создание благоприятных условий для человека, осуществление контроля.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.