Саморегуляция. Это способность системы сохранять стабильность при отсутствии целенаправленного внешнего воздействия или его определенной величины. Иными словами, саморегуляция предполагает наличие некоего предела: если внешнее воздействие не достигает его величины, система не претерпевает никаких изменений. Установление данного предела - одна из труднейших задач системного подхода, в особенности потому, что для каждой системы он индивидуален. Схожим термином является термин «буферность».
Таковы основные понятия системного подхода, рассмотрев которые, мы можем разобраться, что собой представляет системный подход. Необходимо уточнить, что в науке до сих пор нет однозначной трактовки данного понятия и, тем более, единообразных способов определить, имеем мы дело с системным подходом или же с каким-то другим методом. Если давать наиболее общее определение рассматриваемого подхода, оно, по нашему мнению, будет выглядеть следующим образом:
Системный подход есть методологическое направление, которое предполагает выделение в объекте (системе) определенного количества элементов и связей и признание развития этого объекта как цепи стабильных состояний, причем характер развития определяется параметрами входа и требованиями к выходу (если таковые есть).
Данное определение пригодится нам в дальнейшем для выявления путей, по которым может развиваться системный подход в теории воспитания. Нетрудно видеть, что оно опирается на восемь понятий О. Ланге (сам О. Ланге давал несколько иное толкование). Явления, отраженные в принятой нами формулировке (выделение компонентов и связей, развитие системы, особая роль входа и выхода), признавались всеми исследователями, изучавшими системный подход, именно поэтому мы ее приводим.
Различие взглядов ученых и неодинаковые формулировки связаны не с отрицанием какого-либо из названных понятий, а с разными ответами на вопрос: что следует из их существования и является ли оно независимым от нашего мышления? При анализе научной литературы проблема состоит в том, чтобы выяснить, противоречат друг другу разные ответы или дополняют друг друга. В определенном смысле к ее решению приблизился Г. П. Щедровицкий, писавший о двух типах определений: объектно-натуралистическом и методологическом. Помимо Г. П. Щедровицкого, подобной концепции придерживался и Дж. Клир, не отдавая явного предпочтения какой-либо из двух теорий . Объектно-натуралистический взгляд связывает системный подход с особенностями объекта, на которые тот направлен. Выражаясь иначе, системным подходом можно назвать любое представление об объекте, если данный объект – система. Задача заключается в нахождении признаков системы и важнейшего из них – эмерджентности. Среди специалистов, придерживавшихся такого мнения, можно упомянуть А.В. Кацуру, Ю.А. Шрейдера, В.Г. Горохова. А.В. Кацура, в частности, считал, что мы не вправе называть системными взгляды ученых, живших ранее первой половины ХХ века: по своим особенностям они могут быть названы лишь пред- или протосистемными. Ю.А. Шрейдер вводил понятие так называемой «сложной системы» или «живой системы», которое и нужно принять как основное в системном подходе, и только сложные системы могут быть исследованы с его помощью. В педагогике подобный взгляд не является очень распространенным, в качестве примера можно привести мнение И. Осиповой. Она понимает системный подход, исходя из предмета исследования, в качестве которого называется структура личности и ее ценностная сфера.
Методологический взгляд основан на специфике мышления, то есть на субъекте. Согласно данному направлению, к объекту как системе позволяют относиться не какие-то его свойства «в себе», а соответствующее отношение субъекта. Здесь проблема другая: нахождение критериев системности или бессистемности мышления. Т.П. Иванова, придерживаясь подобной точки зрения, отмечала, что фактически любой объект можно представить как систему. В трудах некоторых ученых сочетаются оба взгляда на системный подход. Например, В.Н. Садовский относил системный подход к уровню общенаучных методологических принципов (методологический взгляд) и одновременно не считал допустимым применять его к анализу взглядов тех ученых, которые работали ранее конца XIX века (объектно-натуралистический взгляд). Схожие идеи высказывал В.П. Кузьмин, в то время как Л.К. Науменко и О.Ф. Андерле, как упоминает сам В.Н. Садовский, пробовали рассматривать с позиций системного подхода философию Г.Ф. Гегеля и Г.В. Лейбница соответственно.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.